Закрыть «окно Овертона»

Действия политика определяются не столько его предпочтениями, сколько границами («окном») того, что принято в обществе. А значит для того, чтобы сделать приемлемым решение, считающееся в данный момент нелегитимным, необходимо раздвинуть границы дозволенного или «раскрыть окно».

Очевидно, этот принцип, применявшийся в политике со времен глубокой древности, не был изобретен трагически разбившимся в авиакатастрофе 11 лет назад вице-президентом мичиганского Центра общественной политики Макино либертарианцем Джозефом Овертоном. Но именно благодаря ему, сформулированная кратко и внятно, теория «окна» стала широко известна в современном обществе.

Построив теорию раздвигающегося «окна» приемлемых решений, Овертон показал, как самые невероятные и ужасающие идеи могут получить легитимацию в обществе и быть в итоге воплощенными совсем не радикальными и не экстремистскими политиками.

В начале идея может находится за гранью допустимого. Но вот в движение приходят процессы манипуляции общественным сознанием. На первом этапе всего лишь задаётся вопрос, а чем собственно неприемлема данная идея? Так зарождается сомнение в её нелегитимности. Затем идею позиционируют в слегка измененных терминах, активно обсуждают и постепенно она уже оказывается частью «окна» возможных решений. Процесс может пойти ещё дальше и тогда идея становится не просто легитимной, но даже единственно верной. Все остальные варианты при этом наоборот вытесняются за пределы приемлемых норм.

Ничто пожалуй не демонстрирует со столь безжалостной ясностью эффективность процесса «раскрытия окна», как ставшее легитимным в современном западном обществе  попрание основ морали и здравого смысла, якобы во имя защиты прав и свобод человека.

В Израиле это нашло выражение прежде всего в подмене общественной цели, заключавшейся в развития и укрепления страны, защите её интересов, борьбой за продвижение агрессивных и аморальных тенденций в исламе, во благо вздорных политических идеологий и за права несуществующего народа, в ущерб еврейскому государству и его будущему.

Медленно, но неумолимо сдвигающееся «окно Овертона»  пришло в движение в Израиле, видимо, в ранних 70-х.

Йешаяху Лейбович, назвавший солдат Армии обороны Израиля «иудео-нацистами», «разбудил» идеологов радикальных уступок Шуламит Алони и Йоси Сарида, которые в свою очередь, придя в 1992 году к власти в тандеме с Ицхаком Рабиным и Шимоном Пересом, взрастили поколение, от которого содрогнулся Израиль.

Capture
И. Рабин, Ш.Алони, Й.Сарид

Идея о том, что абсолютно законное, справедливое и этически полностью оправданное заселение евреями центральных районов Эрец Исраэль нелегитимно, что еврейские поселения в Иудее не имеют права на существование, что они ущемляют права потомков арабских переселенцев, в большинстве очутившихся в этих краях лишь во второй половине девятнадцатого века, что они лишают земли арабов, обладающих десятками государств, в сотни раз превышающих по площади крохотную территорию Эрец Исраэль, наконец, что именно поселения являются основой нестабильности всего региона превратилась из безумия в респектабельное и даже практически единственное приемлемое общественное мнение.

Согласно известному принципу деструктивного накопления, нормальное общество часто оказывается не способным защитить себя от подчинения меньшинству, объединённому радикальной идеологией. Поскольку в то время как нормативный представитель социума, занимающий важную позицию в общественной иерархии формирует вокруг себя окружение исходя из обычных критериев полезности, носитель подобной идеологии, попадая в один из ключевых узлов, например заняв тот или иной государственный пост, начинает привлекать к себе и продвигать исключительно своих сторонников.  Так, с течением времени вся система оказывается подчинённой агрессивному экстремистскому меньшинству.

В Израиле алогичная и аморальная концепция, отрицающая легитимность поселенческой деятельности постепенно завоевала себе множество адептов в важнейших общественных системах, поразив узловые структуры государства: его юридическую систему, его СМИ, критические части его армии.

Последним примером сдвига «окна Овертона» стало открытое письмо 43 резервистов из элитного подразделения электронной разведки 8200, заявивших, что они отказываются «служить оккупации» и приуроченное, как видно, состоявшейся в эти дни престижной международной конференции по кибер-безопасности, проходящей в Тель-авивском университете. Правда выяснилось, что к реальному сбору разведданных имели отношение только 10 из подписантов, а ответное письмо, осуждающее экстремистскую позицию, подписало около 300 человек. Тем не менее, широко обсуждаемое симпатизирующими СМИ, провокационное заявление отработало свою задачу закрепления в обществе идеи о том, что даже представители элитных и наиболее осведомлённых армейских структур не считают приемлемым израильское присутствие в Иудее и Самарии.

При этом следует ясно понимать, что вынесение за рамки общественного консенсуса еврейских поселений является лишь этапом в процессе делигитимации всей еврейской государственности. И глубоко заблуждается тот, кто думает, что отступив из поселений, Израиль удовлетворит слаженный хор обвинителей требующих вслед за Иудеей, Самарией и Иерусалимом, также  Хайфу, Яффо,  Цфат и Ашкелон.

Пришло время закрыть и сдвинуть на прежнее место «окно Овертона» в Израиле, вернуться к пониманию моральной и этической несопоставимости сионистских чаяний и исламского экстремизма. Лишь тогда, когда идея о нелегитимности еврейского государства, а вслед за ней и идея о нелегитимности еврейского присутствия в Иудее и Самарии станет сама не легитимной начнется процесс общественного выздоровления.

Отучать людей от иллюзии возможного достижения мира с переживающим экспансионистские стремления исламом с помощью уступок и компромиссов, труднее, чем выводить наркомана из опьянения тяжелыми наркотиками.

Это требует медленно и кропотливо штопать «окно», отказывая в легитимности любым идеям поднимающим даже вопрос о праве евреев на Иудею.

Отсутствие табуированных тем для общественной дискуссии является залогом здорового демократического общества. Но нивелирование нравственных эталонов недопустимо. Аморальна и неприемлема попытка рассматривать в роли равноправных процессов возрождение после двухтысячелетнего изгнания еврейского государства и стремление исламских фанатиков создать вместо этого фундаменталистский эмират, попирающий базовые основы прав человека или желание арабских националистов организовать очередное «свободное от евреев» государство.

Это трудный и тяжелый процесс. Но он один способен вывести Израиль из пике разрушительной концепции.

 

nepomАвтор — Александр НЕПОМНЯЩИЙ

 

 

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 23, средняя оценка: 4,96 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Закрыть «окно Овертона»

  1. Кроме того, в Израиле живёт более миллиона муслимных террористов с израильским гражданством, и в кнессете уже сидит более десятка муслимных террористов. Так-что это не только окно овертона, но и чистый ислам.
    Кстати к сша это тоже относится, так как президент не только негр, а кенийский муслим

  2. Такое «окно» — это как , зная, что это болото, всё же наступить ногой на тонкую лежачую сосенку, чтобы пересечь его , но неожиданно провалиться, и всё дальше тонуть, хватаясь за кустики и ветки, проваливающиеся в топь с тобой вместе.Надо помнить, для чего выбрал Всевышний Авраама, а из его потомков -выбрал — только потомков Яакова. Для того, чтобы человечество не было похоже на первых людей, «у которых все поступки — зло во всякое время». Человечество должно быть высоко моральным, и только тогда ему предоставляет Он право — ЖИТЬ на планете Земля. Есть цель и есть — путь. КАК идёт человечество к цели — важнее, чем цель. Это ГАЛАХА. Только с ней можно выжить человечеству. Только с ней человечество развивается в прогрессивном направлении.А проще — только так — человечество может выжить! Смотря в «окно овертона» надо проверять его на мораль!!! И только при его высокой морали — влезать в него.

Обсуждение закрыто.