С юридической точки зрения, израильские притязания на Восточный Иерусалим обоснованы


Притязания палестинцев на Восточный Иерусалим какна столицу своего будущего государства, имеют своими аргументами неправильно понятые и устаревшие юридические акты.

Вопрос о законном праве на суверенитет над Восточным Иерусалимом оспаривался участвующими сторонами и международными субъектами с момента создания государства Израиль. Генеральная Ассамблея ООН предусматривала интернационализацию священного города в резолюции 181 для того, чтобы предотвратить любые конфликты, могущие возникнуть между евреями и арабами и изолировать любые притязания с обеих сторон.

Реальность, однако, приняла другой курс после войны за независимость. Иерусалим был разделен на две части: западная часть – израильская, а восточная – иорданская.Шестидневная война в 1967 дала шанс Израилю для воссоединения города. Израиль расширил городские муниципальные районы, включив в него территории 28 арабских деревень, и тем самым объявив аннексию Восточного Иерусалима, считая его неотъемлемой частью Израиля.

В 1980 израильский парламент принял Основной закон, в котором он подтвердил юридический статус Иерусалима в израильской юриспруденции как неделимую столицу Израиля и место расположения израильских правительственных и других государственных учреждений.

Ни одна страна в мире не признавала никакую часть Иерусалима как столицу Израиля, и ни одна страна в мире не признала аннексию Восточного Иерусалима Израилем. Палестинцы заявляют свои притязания на Восточный Иерусалим как на будущую столицу их государства и решительно выступают против израильских притязаний на эту часть города.

Ответом Совета Безопасности ООН на «Закон об Иерусалиме» стала резолюция 478, которая называет вышеупомянутый закон «недействительным», и большинство стран ее выполняют и с ней согласны. Последними странами, которые переместили свои посольства в Тель-Авив, были Коста-Рика и Сальвадор в 2006.

Население Восточного Иерусалима составляет 428,304 человека, составляющих 59,5% населения Иерусалима, из которого 181,457 — иудеи, 229,004 – мусульмане и 13,638 — христиане. Очевидно, что мусульманское и христианское население, преимущественно — палестинцы, составляют большинство. Арабские жители, однако, не получили автоматического израильского гражданства, а имеют постоянный вид на жительство и право голоса на муниципальных выборах. Израильское гражданство может быть получено путем подачи заявки и присяге на лояльность государству Израиль.

IMAG0034

Израиль де-факто имеет суверенитет над Восточным Иерусалимом. Город, от Писгат-Зеева и Масличной горы до Эйн Карема, имеет единую систему инфраструктуры: дороги, канализацию, электричество и газопроводы, а также — открытый доступ для всех жителей, службы социального обеспечения, здравоохранения и т.д.

Ул. Шуафат в одноименном арабском районе Вост. Иерусалима (он же — «лагерь беженцев»).

Как заявил министр иностранных дел Израиля, Иерусалим никогда не был столь существенным для других наций, как для евреев. Израильтяне утверждают, что их право на суверенитет над всем Иерусалимом коренится в 3-тысячелетней истории иудейской связи с городом как своей столицей. Израиль также гарантирует мирное управление городом. С момента взятия Восточного Иерусалима в 1967, гарантирована свобода доступа к святым местам для паломников всех религий, и правительство поддерживает хорошие отношения с административными органами Святых мест, чего не было в период иорданского правления Старым городом (при котором был разрушен Еврейский квартал, у христиан был весьма ограниченный доступ к Храму Гроба Господня, и только мусульмане без ограничений могли посещать Храмовую гору).

Эксперты международного права: Стивен Швебель, Эли Лантерпахт и Иегуда Блюм представили более конкретные юридические аргументы для Израиля относительно его притязаний. По мнению этих экспертов, Израиль имеет гораздо лучшие притязания на суверенитет над Восточным Иерусалимом, поскольку Шестидневная война, которую Израиль выиграл, была оборонительной войной с его стороны. Вследствие этого, территории, которые были приобретены в этой войне, не подпадают под категорию незаконной оккупации. Иордания аннулировала свои притязания на Западный берег в мирном договоре от 1994 и, следовательно, нет больше заявителя, который может перевесить израильские притязания на город.

Что касается палестинских арабов, они никогда в истории не имели отдельного государства и потребности к палестинской государственности, и лишь недавно стали утверждать, что Иерусалим должен быть их столицей, в то время как евреи, с момента создания города царем Давидом, имели его своей столицей. В силу этих аргументов, израильская сторона заявляет, что статус Иерусалима не может является предметом переговоров, и Израиль имеет исключительный суверенитет над городом.

Позиция палестинских арабов в отношении Восточного Иерусалима довольно проста. Восточный Иерусалим является предметом резолюции 242, и поэтому Израиль должен уйти из этой области, а также из всех областей, завоеванных в 1967. Весь Иерусалим, включая западную часть, является предметом переговоров об окончательном статусе, как указано в Декларации принципов, подписанной ПА и Израилем в 1993. Палестинцы также утверждают, что Иерусалим должен быть открытым городом без каких-либо ограничений на движение вообще и утверждает, что по возвращении Восточного Иерусалима в качестве столицы палестинского государства, такое государство будет гарантировать свободный доступ к святым местам для верующих всех конфессий. Кроме того, палестинцы подчеркивают жизненное значение Иерусалима для Палестины как наиболее важного города на Западном берегу, в качестве точки соединения между северной и южной частью оккупированных палестинских территорий. Арабы указывают на Иерусалим как единственное место для столицы будущего палестинского государства и ясно указывают на нелегальность не только израильской оккупации Западного берега, но и аннексию Восточного Иерусалима и даже на присутствие в Западном Иерусалиме .

Что касается мирового общественного мнения, то позиции главных игроков: США, ЕС и ООН, не сильно отличаются. Американские заявления ясно говорят о необходимости урегулировать статус города в ходе прямых переговоров между Израилем и ПА. Что касается ЕС, то 1 марта 1999 германский посол в Израиле, Теодор Валлау, написал Ариэлю Шарону, подтверждая «давнее мнение» Европейского союза, который рассматривает статус Иерусалима в соответствии с резолюцией 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 1947, т.е. как международной зоны. В 2009 Совет Европейского союза призвал в своем заявлении сделать Иерусалим столицей обоих государств – Израиля и будущего палестинского государства.

Генеральный секретарь ООН, независимо от того, кто занимал этот пост, следовал политике, принятой Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей. Заявление Пан Ги Муна подтвердило требование ООН провести переговоры о статусе Иерусалима и указало на необходимость разделения города и прекращения израильской оккупации.

Актуальность резолюции 181/1947 и израильско-иорданское соглашение о перемирии

Резолюция 181 ГА ООН от 1947, в которой государства согласились на раздел территории бывшего британского мандата для Палестины на еврейское и арабское государства, включала интернационализацию района Большого Иерусалима. Еврейские представители приняли этот план, так как это был первый международный правовой акт, узаконивший существование Израиля, однако, арабские страны выразили свое яростное сопротивление этой резолюции и отвергли ее сразу. Этот план не был реализован, поскольку арабские страны вторглись в государство Израиль после эвакуации британских сил, а соглашения о перемирии с Египтом, Иорданией и Сирией сформировали новые границы, которые никак не отражали границы по плану раздела. Границы по линии прекращения огня 1949 были, в соответствии с соглашением о перемирии с Иорданией, исключительно военной договоренностью, что указано в статье II, п.2 этого соглашения, и не имели никакого политического применения.

«Было также признано, что никакое положение настоящего соглашения никоим образом не будет влиять на права, притязания и позиции ни одной из настоящих участников окончательного мирного урегулирования вопроса о Палестине, поскольку положения настоящего Соглашения продиктованы исключительно военными соображениями».

Поэтому, вполне законно утверждать, что ни Иордания, ни Израиль не признают суверенитет друг друга над любой частью Иерусалима, оставив свой статус как предмет окончательных переговоров. Тем не менее, территория Израиля, обрисованная линиями перемирия, которые существовали между 1949 и 1967, стала признанной как собственно Израиль.

В те годы лишь несколько стран признали Западный Иерусалим столицей Израиля. Как было упомянуто выше, ЕС считает Иерусалим международной зоной, согласно резолюции 181, и заявит об изменении своей позиции только после взаимно согласованного статуса между Палестинской администрацией и Израилем. По-видимому, международное сообщество готово признать суверенитет Израиля над Западным Иерусалимом, как это было согласовано между Иорданией и Израилем в 1949.

Актуальность резолюции №242/1967 и израильско-иорданский мирный договор
Шестидневная война расширила территорию Израиля на Западном берегу с Восточным Иерусалимом, подпадающим под его контроль.

Резолюции 242 Совета Безопасности ООН того же года гласит:

«Подтверждает, что выполнение принципов Устава требует установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, который должен включать применение нижеследующих принципов:

— Вывод израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта;
— Прекращение всяких притязаний или состояния войны, признание и уважение признанного суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в регионе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, без угрозы применения силы.

Арабская сторона утверждает, в противовес реальному смыслу резолюции, что Израиль должен уйти со всех территорий, приобретенных в ходе войны 1967, однако, даже автор резолюции, лорд Карадон, представитель Великобритании в СБ ООН, подчеркнул, что, во-первых, границы должны быть взаимно согласованы, и только тогда Израиль должен будет отойти к «безопасным и признанным границам», следовательно это подразумевает, что статус Восточного Иерусалима ожидает решения окончательного соглашения между Израилем и Иорданией.

Окончательное соглашение уже было подписано в 1994 в форме мирного договора между этими двумя государствами. Хотя договор предусматривает признание Иорданией границ Израиля «без ущерба для территорий Западного берега, договор выполняет все условия, представленные в резолюции 242.

Резолюция не упоминает палестинских арабов, ни в каком пункте и не требует создания независимого палестинского государства с Иерусалимом в качестве его столицы. Вследствие этого, аргумент ПА, что Израиль действует в нарушение резолюции 242, объявив аннексию Восточного Иерусалима, является недействительным. Израиль и Иордания уже выполнили требования резолюции 242 – они согласовали свои границы и поэтому суверенитет Израиля над Восточным Иерусалимом, в контексте этой резолюции, определенно юридически обоснован.

Закон об Иерусалиме и Резолюция 478

Однако не резолюция 242 делает возможным суверенитет Израиля в Восточном Иерусалиме. В 1980 Кнессет Израиля принял Основной закон, который обычно называют Законом об Иерусалиме, который гласит, что Иерусалим, неделимый и полный, является столицей Израиля. Международное общественное мнение не приняло это предложение, и в том же году СБ ООН приняло резолюцию 478, которая называет Закон об Иерусалиме, «недействительным и аннулированным» с последующей рекомендацией перенесения посольств за пределы Иерусалима. И сегодня все страны это соблюдают.

Можно утверждать, что израильско-иорданский мирный договор сделал резолюцию 478 утратившей силу, но явно ни одна из стран не воспринимает ее таким образом.

Прочие соображения

Хотя международное сообщество ясно видит притязания Израиля на Восточный Иерусалим как недействительные и незаконные, некоторые универсальные правовые и технические аспекты этого должны быть приняты во внимание, если предмет должен рассматриваться исключительно не политизированным образом. Было уже заявлено много раз, что международное право сосредоточено на стабильности, и эта главная цель заключается в уменьшении последствий изменений в балансе сил. Разделение Иерусалима, как гарантия стабильности, как того требуют, — это явно не вариант. Иерусалим мирно управлялся в последние сорок лет. Арабские бунтовщики, борющиеся с израильской полицией, не принимаются во внимание, поскольку можно привести многочисленные примеры того же самого в Европе или в США, где начались серьезные беспорядки, но не было никого сомнения относительно суверенитета этих государств над районами беспорядков.

Самым важным моментом является тот факт, что разделение города является ненормальным и неестественным. Международное сообщество стремилось воссоединить Берлин, как можно скорее. Разделение Лефкоша/Никозии на Кипре по-прежнему неприемлемо. Деление города также трудно осуществить из-за топографии и единой инфраструктуры Иерусалима – еврейский квартал смешивается с арабским, и разделение всей системы инфраструктуры города парализует обе его части.

Короче говоря, есть общий международный консенсус, который создает правовую основу для действия государства. Однако если с первого дня, большинство стран не признает суверенитета Израиля над Западным Иерусалимом, трудно утверждать, что Израиль имеет суверенитет и над Восточным Иерусалимом, несмотря на его конкретные и сильные юридические аргументы.

Палестинцы заявляют Восточный Иерусалим столицей своего будущего государства, основывая свои аргументы на неверном толковании и устаревших правовых актах.
Израильтяне утверждают суверенитет над всем Иерусалимом в соответствии с международным правом.
Несмотря на это, ни одна из стран мира не признает израильский суверенитета над Восточным Иерусалимом, до тех пор, пока это не будет оговорено в соглашении об окончательном статусе. С учетом всех аспектов, фактов и представленных юридических документов, правильнее всего, по мнению автора, сказать, что статус Иерусалима является не отрегулированным, и ни одна из сторон не имеет де юре суверенитета над Восточным Иерусалимом.

 

.

Автор — Sergiusz Scheller

Перевод+Miriam Argaman 
Опубликовано в блоге «Трансляриум«

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “С юридической точки зрения, израильские притязания на Восточный Иерусалим обоснованы

  1. О притязаниях на Восточный Иерусалим
    Очень хотелось бы, чтобы автор Сергиус Шеллер был прав, полагая, что Израиль имеет юридическое преимущество перед палестинской автономией в вопросе о суверенитете над Восточным Иерусалимом. Увы, никто не отменял соответствующее решение ООН от 1948 года, с которым согласились и тогдашние лидеры Израиля, которое касалось разделения Иерусалима между двумя государствами. К сожалению, ряд ссылок автора на различные резолюции ООН не имеют прямого отношения к этому вопросу. По-видимому, Шеллер перепутал обсуждение дислокации границы между израильской и арабской сторонами с вопросом о собственно статусе упомянутой части Иерусалима. Другое дело, что затягивающиеся переговоры между обеими сторонами можно было бы с израильской стороны усилить какими-либо контрпредложениями, например предложениями компенсаций, но это не предмет обсуждения здесь.
    К сожалению, такого рода благих мнений о том, как бы сохранить за Израилем и 2-ю половину Иерусалима, развелось множество и их авторы по какой-то причине не желают соблюдать логику, как обычно, из самых хороших намерений. Пусть бы они попробовали немного позомбировать мозги противной стороне, чтобы она не замечала этих накладок. Но не уверен, что из этого что-либо выйдет. Затягивание переговоров теми или иными путями – это единственный шанс, по моему мнению, сохранить возможность в дальнейшем избежать принятия Израилем предлагаемого всем миром тяжёлого решения.

Обсуждение закрыто.