Бьет — значит любит Недельная глава Торы «Бехукотай»

В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти наказания, цель которых — побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету «арахин», когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной» стоимости, стоимости своего скота, дома или другой собственности.

853814042

***

«Но если не послушаете меня и не будете исполнять все заповеди эти… то поступлю Я с вами так…» (26:14, 16).
Яркий упругий мяч вылетел на шоссе и запрыгал среди проезжающих машин, а за ним бросился в погоню маленький мальчик. Тут же послышался визг тормозов, и огромный грузовик замер в нескольких сантиметрах от шалуна. Водитель несколько долгих секунд жал на кнопку сигнала, затем опустил боковое стекло и прокричал что-то нелицеприятное в адрес виновника происшествия и его родителей, которые не следят за ребенком. Затем поднял стекло и тронулся с места.
Через пять минут ситуация повторилась. Тот же самый мальчик выскочил на дорогу, гонясь за мечом, и только чудо спасло его в лучшем случае от тяжелой травмы. Реакция водителя была такая же, что и в первом случае: вздох облегчения и эмоциональная тирада из кабины. Мальчишка, нисколько не испугавшись, насмешливо посмотрел на сердитого дядю и ретировался на тротуар.
Прошло еще минут десять, и юный футболист вновь очутился на шоссе среди транспортного потока. На этот раз автомобилист, проявивший блестящую реакцию в аварийной ситуации, не ограничился ругательствами. Он выскочил из машины и погнался за мальчишкой. Настигнув его за мусорным контейнером, он задал ему хорошую трепку. Мальчишка вопил от страха и боли, а водитель приговаривал, отвешивая ему оплеухи: «Ах ты, паршивец! Тебе что, жить надоело?! Получай, получай!»
Почему этот водитель так сурово наказывал ребенка? Ведь он не видел двух первых инцидентов и не знал, что тот выскакивал на шоссе нарочно.
Причина в том, что третий водитель случайно оказался… отцом мальчика. Он по-настоящему испугался за сына и решил примерно наказать его, чтобы ему было неповадно играть в такие рискованные игры.
Если Б-г наказывает нас, значит, мы Ему не безразличны, значит, Он заботится о нас, тревожится о нашем будущем.

Отец читал по-другому

Однажды рабби Дов-Бер из Любавичей (Митлер Ребе) отправился в одно далекое местечко по поручению своего отца — основателя Хабада рабби Шнеура-Залмана (Алтер Ребе). Он провел там шаббат, в который читали как раз сегодняшний раздел «Бехукотай». Во время утренней молитвы местные хасиды, польщенные визитом столь важного гостя, отвели ему самое почетное место в синагоге. Они следили за каждым его жестом и каждым движением, стремясь запомнить и перенять манеры этого выдающегося праведника.
И вот посреди чтения Торы, когда «бааль-корэ» (чтец) дошел до тяжелых наказаний, которые постигнут евреев, если они не будут выполнять заповеди Торы (эта часть называется «Тохаха»), ребе упал без чувств. Молящиеся ахнули и бросились к лежащему гостю.
Через несколько секунд сознание вернулось к ребе; его усадили на скамью, дали выпить воды и спросили, не нужно ли вызвать врача.
«Нет, не надо, — ответил рабби Дов-Бер. — Я не болен. Я потерял сознание, когда услышал суровые предостережения Всевышнего. Мне стало страшно».
Хасиды удивились: «Но ведь ребе уже много раз слышал “Тохаху”. Почему же в этот раз они так его потрясли?»
Митлер Ребе ответил: «Мне показалось, что я услышал этот раздел впервые. До сих пор я слушал “Тохаху” из уст моего отца, когда он читал Тору в шаббат. Но сегодня она прозвучала иначе».
Что же смутило ребе? Почему те же самые слова, которые читал его отец, прозвучали иначе из уст другого человека?
Потому что все, что говорит и делает отец, влияет на сына особым образом. Иногда отец вынужден строго наказывать своего сына, но тот твердо знает, что все это делается из любви.
Во время чтения «Тохахи» некоторые евреи не выдерживают угроз и выходят из синагоги. Но те, кто глубоко проникается смыслом этих тяжелых слов, не боятся их, поскольку они понимают, что эти слова исходят от Отца небесного и, значит, идут нам только на пользу.

Заблудшая овечка

В известном псалме 23 «Господь — пастырь мой» есть такие слова: «Твой жезл и твой посох — они утешают меня».
Что это означает?
Представьте себе стадо овец, оказавшееся ночью в открытом поле. Дождь, ветер и кромешная тьма. Вдруг пастух заметил, что одна овечка потерялась. Он зовет ее, но она не отвечает. Оставив других овец на попечение своего напарника, он отправляется на поиски пропавшего животного. После долгих поисков он чудом находит ее, мокрую и дрожащую от страха и холода, под кустом на склоне холма.
Пастух облегченно вздыхает: «А, так вот ты где! Заблудилась?! А я тебя так долго искал. Уж думал, что не найду. А теперь получай, чтоб больше не отбивалась от стада…» Он бьет ее посохом, вкладывая в удары все свои переживания, всю перенесенную тревогу. Овечка отчаянно блеет, ей больно, но эта боль утешает и успокаивает беглянку: пастух нашел, спас ее, он вернет ее домой, и она не пропадет…
Тяжелые угрозы и предостережения сегодняшнего раздела, впервые прозвучавшие более трех тысяч лет назад, уже не раз исполнялись. И каждый раз казалось, что мы не выдержим этих кар, что мы погибнем, исчезнем. Но Б-г по-прежнему «пасет» нас, наказывает и направляет Своим посохом.
И эта забота утешает нас, убеждает, что Он никогда не покинет нас, в каком бы бедственном положении мы ни оказались.

Почему за нами не гонятся?

«И будут властвовать над вами ненавистники ваши, и побежите, хотя никто не будет гнаться за вами» (26:17).
Последние слова этого стиха вызывают недоумение. Что это за проклятие, если за нами не будут гнаться, когда мы будем убегать? Неужели с погоней было бы лучше?
Объясняя этот кажущийся парадокс, Виленский Гаон привел слова из книги «Коэлет» («Экклезиаст»): «…И Б-г взыщет за преследуемого» (3:15). В мидраше сказано, что Всевышний защищает тех, за кем гонятся, даже если преследуемый — злодей и ему угрожает праведник. (Это общее правило изобилует исключениями.)
Хафец-Хаим идет еще дальше. Он пишет, что иногда Всевышний нарочно позволяет нашим врагам преследовать нас, чтобы иметь возможность вмешаться и защитить свой народ.
Во всяком случае, главная мысль приведенного стиха ясна. В тяжелые годы, годы проклятия, Б-г не только позволяет нашим ненавистникам властвовать над нами, но и создает такие условия, когда они нас безнаказанно мучают и обращают в бегство. Мы бежим в панике, но враги не гонятся за нами, и поэтому Б-г не может осуществить на деле Свой универсальный принцип: защитить преследуемого.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора