Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год также нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец Исраэль среди колен Израиля. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу, его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу с учетом оставшихся до «йовеля» лет рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, на горе Синай…» (25:1).
Далее излагаются законы «шмиты», седьмого «субботнего» года. Но почему Тора подчеркивает, что именно «шмита» была дана на Синае? Ведь евреи получили там все заповеди, всю Тору.
«Шмита» должна была запечатлеть в сердцах евреев твердую веру и убежденность в том, что Творец вселенной, при всем Своем несравненном величии и беспредельном Всемогуществе, скрупулезно заботится о наших нуждах, даже самых мелких, хотя земля и все населяющее ее человечество представляют собой лишь крошечную пылинку в межгалактическом пространстве.
Б-г не считает ниже своего достоинства снабжать нас едой, одеждой и всем другим необходимым, копаться в материальном «навозе». Ибо Его беспредельное величие сопоставимо лишь с Его же несравненным смирением.
Б-г открылся еврейскому народу и даровал ему Тору не на Эвересте, высочайшей горной вершине планеты, а на малоприметной горе Синай, на которую может легко взойти даже нетренированный турист без всякого альпинистского снаряжения. Позже Он велел построить Храм, свою земную обитель, на одном из самых низких иерусалимских холмов. Вот почему скромность так высоко ценится в еврейской шкале ценностей. Мы просто берем пример с Творца вселенной, подражаем Его скромности.
В этом и заключается связь между «шмитой» и Синаем. «Шмита» показывает, что Б-г активно вовлечен в дела даже самых низших из созданных Им миров, и свидетельство тому — Его Б-жественное Присутствие на скромнейших земных возвышенностях, на Синае и на Храмовой горе.
Честность прежде всего…
«И рассчитается он (еврей) с купившим его (неевреем) за все время от того года, когда он продал себя ему, до года юбилейного; и серебро, за которые он продал себя, разложено будет на число лет, считая его пребывание у него как срок наемника» (25:50).
В этом стихе Тора предупреждает еврейского раба-наемника (или того, кто выкупит его), чтобы с бывшим хозяином-неевреем был произведен полный и честный расчет, чтобы ему была выплачена полная сумма «за все время от того года, когда он продал себя ему, до года юбилейного». Категорически запрещено обманывать бывшего хозяина — утаивать плату за период между выходом на свободу и «йовелем».
Здесь речь идет о нееврее, который живет в Эрец Исраэль и находится под юрисдикцией еврейских властей, то есть на которого распространяются законы Торы. Обманывать его строжайше запрещено, поскольку нечестное обращение с ним считается «хилуль Ашем», осквернением Имени Всевышнего, подрывает репутацию иудаизма.
В том же духе высказываются и мудрецы Талмуда. В трактате «Бава Мециа» (70б) сказано, что, хотя Тора разрешает брать проценты с займов у нееврея, обманывать его запрещено по причине «хилуль Ашем».
Строго говоря, если нееврей совершил ошибку в финансовых операциях с евреем не в свою пользу, последний не обязан указать ему на эту ошибку. Но если он исправит эту ошибку и, допустим, вернет излишне выплаченные деньги, то такой поступок считается похвальным, поскольку он приводит к прославлению Имени Б-га — «кидуш Ашем». Поддержание высокой моральной репутации иудаизма среди неевреев — одна из наших главных обязанностей.
Пример такого поведения мы находим в Пятикнижии, в книге «Берешит». Когда сыновья нашего праотца Яакова вернулись из Египта в опустошенный голодом Ханаан, принеся с собой хлеб и свои деньги, «по ошибке» оставленные в их дорожной поклаже, он потребовал, чтобы они вернули их. Египтяне были идолопоклонниками и не считали зазорным грабить и терроризировать своих гостей, но прославлять Имя Б-га надо было даже перед недостойными людьми. (Яаков еще не знал тогда, что египетский правитель, у которого братья были на аудиенции, — это его неузнанный сын Йосеф и что он нарочно велел подложить им ранее уплаченные деньги.)
Причем данный эпизод произошел еще до получения Торы. Насколько же такое поведение важно в наши дни, когда «кидуш Ашем» считается заповедью Торы, как сказано: «И не бесчестите святого Имени Моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля…» (Ваикра, 22:32).
Красть у нееврея — это не просто запрет. Как сказано в комментарии к талмудическому трактату «Бава Кама», такая кража еще хуже, чем кража у еврея, потому что в последнем случае пострадавший не бросит обвинение Б-гу и Его Торе, когда другой еврей поступит нечестно с ним. Зато нееврей, оказавшийся в таком же положении, может затаить зло на весь еврейский народ и иудаизм.
Именно по этой причине царь Шломо, построивший первый Иерусалимский Храм, молил Всевышнего, чтобы Он принимал молитву еврея, произнесенную в Храме, в соответствии с его личными заслугами. А если в Храм придет нееврей, то пусть Господь ответит на его молитву обязательно, независимо от того, заслуживает ли он того или нет. Потому что еврей знает, что молитва более действенна, когда подкрепляется заслугами: выполнением заповедей и добрыми делами, и он не взбунтуется против Б-га, если молитва не будет услышана. Он поймет (должен понять), что просто сам не заслужил ответа с Небес. А нееврей может в этом случае взбунтоваться…
К вопросу о процентной норме
«И если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его… и будет он жить с тобой. Не бери с него проценты и роста и бойся Всевышнего твоего, чтобы жил брат твой с тобой» (25:35–36).
Возникает вопрос: если Тора так строго запрещает обманывать неевреев, почему она разрешает брать с них проценты по ссудам?
Рабейну Бахье (XI век, Испания) отвечает, что запрет красть у нееврея вызван, как уже говорилось, опасением, что это приведет к осквернению Имени Б-га. Между тем получение процентов по займам обычно оговаривается в контракте с согласия обеих сторон. Поэтому в этом случае нет опасности «хилуль Ашем».
В приведенном выше отрывке сказано: «Не бери с него проценты… чтобы жил брат твой с тобою». Очевидно, что речь идет о еврее. Его Тора называет братом еврея-заимодавца. Ведь с братьев и других близких родственников мы не требуем процентов, когда даем им деньги в долг. Одалживать еврею — это акт милосердия и бескорыстной помощи, как говорили мудрецы: «Благотворительность начинается дома».
Короче, заповедь бескорыстной помощи мы должны исполнять только по отношению к другим евреям, но не представителям других народов, которые не считаются нашими братьями, тем более что многие из них не выполняют семь законов Ноаха, установленные Торой для неевреев.