Продолжаются выборы делегатов на Съезд Всемирной Сионистской Организации – WZO, который состоится 19 – 22 июня в Иерусалиме. До сегодняшнего дня русскоязычные евреи не проявляли особой активности в работе еврейских организаций Америки, не стремились влиться в ряды еврейского истеблишмента страны. Однако что-то изменилось на русской улице. Впервые объединения русскоязычных иммигрантов начали призывать людей голосовать за те или другие списки. Известный публицист и еврейский активист Александр Дымшиц принимает активное участие в предвыборной кампании WZO….
– Первый вопрос – личный. Расскажите о себе. Как вы стали сионистом? Ваше профессиональное и еврейское образование, Ваша жизнь в России и в США?
– В России я работал, в основном, в области сварки и прочности сварных конструкций. В этом направлении защитил кандидатскую диссертацию. В начале 90-х в Москве открылось отделение Туро-колледжа. Я поступил на еврейский факультет и через 4 года закончил его. Для меня впервые открылся мир Торы, в которой неоднократно повторялась мысль о том, что Земля Израиля дана Всевышним еврейскому народу навеки. Понимая, что есть такая Земля и что евреи, так же, как другие народы, имеют право на своё государство, где они могут жить в соответствии со своими традициями, не боясь погромов и унижений, я поддерживаю идеи религиозного сионизма, в то же время не веря более в успех светского сионизма. Приехав в США, мы с женой записались в местную консервативную общину (в Москве подобных общин вообще не существовало). Я был удивлён тем, что евреи здесь свободно относились к исполнению заповедей. Талмуд здесь практически не изучался. Через некоторое время мы перешли в хабадскую общину. У меня сложилось впечатление, что многие евреи в Америке фактически порвали со своими истинными корнями, и очень важной проблемой здесь является широкое распространение подлинного еврейского образования.
– Что такое WZO? Что такое Конгресс и выборы делегатов WZO?
– WZO – это Всемирная Сионистская Организация, которая представляет мировое сионистское движение, созданное Т. Герцлем на Первом Сионистском Конгрессе в Базеле (Швейцария) в 1897 г. Высшим органом WZO является Конгресс, собирающийся 1 раз в 4 года. Идеологической базой WZO является Иерусалимская программа, которая, надо это отметить, представляет собой очень расплывчатый документ. Так, один из пунктов этой программы говорит о заселении Израиля как практическом воплощении сионизма. Религиозные сионисты понимают это как заселение Страны Израиля, включающей в себя, в том числе, Иудею, Самарию и Газу, а многие реформисты, поддерживающие образование на территории Эрец Исраэль ещё одного арабского государства и считающие себя, по непонятной причине, тоже сионистами, имеют в виду заселение страны только в пределах «зелёной черты», т. е. фактически, в «границах Освенцима».
– Оказывает ли эта организация реальное влияние на политические процессы в Израиле и США?
– Эта организация располагает большим влиянием и финансовыми средствами, поступающими от Еврейского Агентства. Бюджет WZO превышает миллиард долларов. Правительства других стран воспринимают её, наряду с Всемирным Еврейским Конгрессом, как выразителя интересов еврейского народа.
– Почему Вы тратите свое время и призываете русскоязычных евреев голосовать?
– Сейчас, когда Государство Израиль находится в чрезвычайно сложном положении, а еврейская ассимиляция в мире достигла чудовищных масштабов, молчание, инертность и апатия особенно вредны. Я не только призываю евреев голосовать, участвуя в выборах делегатов на Конгресс WZO. Нам нужно быть вообще более активными при решении любых еврейских проблем, включая, конечно, проблемы помощи Израилю. Одной из главных причин, по которой различные группы стремятся быть делегированными на Конгресс WZO, является желание получить больше средств на свою деятельность. И очень важно, чтобы эти средства получили те, кто защищает подлинные интересы еврейского народа.
– За какие списки Вы предлагаете голосовать?
– За список «Херут» («HERUT») или список «Религиозные сионисты» («RELIGIOUS ZIONIST SLATE»). Движение «Херут» – наследник идеологии В. Жаботинского – поддерживает право евреев жить в любом месте Эрец Исраэль, выступает против раздела Иерусалима, за свободный доступ евреев на Храмовую Гору и в другие еврейские святые и исторические места. «Херут» выступает за полное разрушение инфраструктуры террора и демилитаризацию Иудеи, Самарии и Газы, а также против любых территориальных уступок врагу, поддерживает финансирование мероприятий, направленных на увеличение алии и увеличение рождаемости в еврейских семьях. В целях хотя бы частичного предотвращения получения гражданства врагами Израиля «Херут» предлагает отменить практику воссоединения арабских семей в Израиле и способствовать их воссоединению в соответствующих арабских странах, а также ввести клятву на верность Государству Израиль как еврейскому государству для всех претендентов на получение израильского гражданства, независимо от их национальности.
Организации религиозных сионистов поддерживают, в основном, идеи, близкие к идеям «Херута», и уделяют особое внимание распространению еврейского образования.
– Почему на протяжении десятилетий «Мафдал» – партия религиозных сионистов продолжает терять свои силы в кнессете? Почему партия «Херут» вообще не преодолела электорального барьера и не прошла в кнессет?
– По-видимому, это результат того, что партия «Мафдал» нередко проявляла непоследовательность. Недавним примером такой непоследовательности явилась фактическая поддержка партией «Мафдал», вошедшей в правительство, плана «Дорожная карта», в результате чего в ней произошёл раскол.
Что касается «Херута», то эта партия наверняка прошла бы в кнессет, если бы все те, кто её поддерживает, проголосовали за неё. Однако, система выборов в Израиле, при которой вся страна представляет собой как бы единый избирательный округ, способствует тому, что люди, поддерживающие небольшие партии, часто боятся потерять свои голоса, опасаясь, что их партия не пройдёт. Поэтому они предпочитают отдать свои голоса другой, более крупной партии, наиболее близкой по своей платформе к той небольшой партии, сторонниками которой они являются.
Вместе с тем движение «Херут» было представлено в американской делегации на прошлом 34-м Конгрессе WZO тремя делегатами.
– Опросы общественного мнения показывают, что большинство израильтян поддерживают идею территориального компромисса. Можем ли мы из Америки навязывать им наше мнение?
– Далеко не всегда можно верить опросам. Многое, в частности, зависит от формулировки задаваемых вопросов. Например, на вопрос: «Согласны ли Вы на территориальный компромисс с арабами?» – возможно, многие ответили бы «Да», а вот на вопрос: «Согласны ли Вы на односторонние уступки Израиля арабам, приводящие к обстрелу городов, до которых раньше ракеты «Кассам» не долетали?» – наверняка, большинство ответит «Нет». Происходящее сегодня – не компромисс, а фактически бегство Израиля с исконно еврейских земель. При этом террор продолжается, а вражеские ракеты теперь долетают до более глубинных районов Израиля.
Израиль принадлежит всем евреям, включая евреев Америки. Об этом не раз заявляли сами израильские лидеры. Так, Ариэль Шарон заявлял, что у евреев диаспоры есть не только право, но и обязанность сделать так, чтобы их голоса были услышаны, т. к. Израиль является не только израильским проектом, но и делом евреев всего мира, и то, что случится с Израилем, повлияет на положение и судьбу всех евреев. Целиком согласен с этой мыслью.
В то же время, я убеждён в том, что действовать мы должны, исходя из еврейских ценностей. Практически же многие либеральные евреи и, прежде всего, истеблишмент, поддерживают часто не еврейские ценности, а того или иного премьер-министра Израиля, находящегося у власти. Когда премьер-министром был Рабин, лидеры американского еврейства и многие левые либеральные евреи поддержали его позицию. Был заключён договор Осло. Взамен получили террор и ситуацию, угрожающую существованию Израиля. Совсем недавно американские еврейские лидеры поддержали отступление Израиля из Газы и Северной Самарии. Теперь ракеты «Кассам» обстреливают Ашкелон, а Газа превратилась в плацдарм международного терроризма. Угроза существованию Израиля усилилась.
– Как вы объясняете тот факт, что многие известные израильские военные, от Рабина и Барака до Шарона и Мофаза, считают, что территориальный компромисс необходим для долгосрочной безопасности Израиля?
– Уверен в том, что агрессивные войны арабских стран против Израиля и постоянный террор против израильтян не являются с арабской стороны борьбой, результатом которой должен стать территориальный компромисс. Это были религиозные войны и террор на религиозной почве с целью уничтожения Государства Израиль.
Скорее всего, израильские руководители, находясь под международным давлением, не обладают достаточными дипломатическими способностями (ведь они, нередко, генералы, а хорошие военные отнюдь не всегда являются хорошими политиками и дипломатами) и достаточной волей и мужеством, чтобы противостоять прессингу, и в то же время питают некоторые иллюзии о возможности компромиссов в будущем. Однако, в любом случае, судить надо по фактам, которые говорят сами за себя. Все сделанные ранее уступки приводили лишь к ухудшению ситуации в Израиле. Передача в дальнейшем своим врагам Иудеи и оставшейся части Самарии – земли, являющейся сердцем Страны Израиля, в которой расположены более 90% мест, упомянутых в Танахе, – может привести к критической, необратимой ситуации, когда ликвидация Израиля станет вопросом сравнительно небольшого периода времени.
Хочу также напомнить, что жизненно важные проблемы страны не могут решаться единолично тем или иным премьер-министром. Договор Осло был одобрен кнессетом фактически благодаря арабским голосам. Ведь враги Израиля заседают в израильском парламенте, что само по себе – нонсенс! Решение об уходе из Газы и Северной Самарии было принято, мягко говоря, не демократическим путём. Были уволены министры, не согласные с этим решением, а результаты голосования в партии «Ликуд» были проигнорированы, как и мнения израильской разведки и израильских и американских военных специалистов.
– Израиль стоит перед дилеммой: что делать с 3–4 миллионами арабов, живущих на территориях? Если аннексировать Иудею и Самарию, то нужно давать гражданство местным арабaм. В этом случае Израиль перестанет быть еврейским государством. Если же удерживать территории, не давая их жителям гражданских свобод, то Израиль превращается в государство апартеида, и ему угрожает судьба ЮАР. Трансфер палестинских арабов, честно говоря, не кажется мне реальным хотя бы потому, что ни одна арабская страна их к себе не пустит. Какой выход предлагают поддерживаемые Вами списки?
– Трудно ответить на этот вопрос кратко и в то же время исчерпывающе. Хотелось бы на эту тему специально написать статью. Проблемой являются не только демографическая ситуация на т. н. «территориях», но и ситуация внутри «зелёной черты», где уже сейчас проживают порядка 20% арабов. Эту проблему придётся решать в любом случае, ибо от её решения зависит само существование Израиля. Кстати, согласно некоторым источникам, численность арабов в Иудее, Самарии и Газе сильно завышена палестинским бюро статистики.
Я уже упомянул о некоторых предложениях движения «Херут», призванных улучшить демографическую ситуацию. Внутри этого движения и организаций религиозных сионистов существуют и другие различные, но не сильно отличающиеся друг от друга мнения о том, как можно решить эту проблему. Ряд правых партий также имеет свои предложения на этот счёт.
Обсуждаются, в том числе, и возможности трансфера арабов (лучше говорить о завершении обмена населением, начатого в 1948 г., когда многие евреи покинули арабские страны, спасаясь от преследований и погромов), экономического поощрения выезда арабов и др. Мне не представляется завершение обмена населением чем-то абсолютно невозможным. Другое дело, что для этого нужны подходящие внутренние и внешние условия, которые, возможно, возникнут через какое-то время ввиду постоянного роста террора не только в Израиле, но и во всём мире.
Вопрос гражданства для арабов «территорий» после их аннексии (аннексия, впрочем, не означает, что эти территории уже сейчас не принадлежат Израилю) может быть в значительной степени решён путём принятия закона, аналогичного закону, действующему в одной из самых демократических стран мира – США, предписывающего давать новым резидентам сначала статус постоянного жителя (green card). Такой путь предлагает группа еврейских организаций «Эрец Исраэль – Еврейская Национальная Родина». Если в течение, например, 5–7 лет получившие статус постоянных жителей претенденты на гражданство не совершат никаких актов нелояльности, то они могут быть допущены к экзаменам на гражданство и к принесению присяги на верность Израилю как еврейскому государству. Такая мера наверняка оттолкнёт многих арабов от желания получать гражданство.
Не исключено, что можно будет обойтись и без этих мер, если Израиль станет по-настоящему еврейским государством, перестанет делать уступки и решительным образом разрушит всю инфраструктуру террора в автономии, похоронив надежду арабов на то, что они смогут когда-либо ликвидировать Израиль. В этом случае многие арабы уедут добровольно, как это было, например, в 1967 г., когда 200 тыс. арабов сами покинули Иудею и Самарию во время Шестидневной войны и сразу после неё и ещё десятки тысяч уехали немного позже.
В любом случае, Израилю не следует проявлять излишнюю щепетильность в отношениях с арабами. Мы не должны забывать о том, что евреям запрещено жить в ряде арабских стран и что арабские требования об удалении еврейских поселений из Иудеи, Самарии и Газы (т. е., фактически, о запрете для евреев проживать в определённых местах) являются, по существу, расистскими. Об этом надо постоянно напоминать СМИ и говорить на различных международных форумах при обсуждении ситуации на Ближнем Востоке.
для начала стоит принять закон о том что ислам это терроризм и запретить коран.