Шломо Кочубиевский
Реховот. Февраль 2003.
Разговор на кальпи(0).
Вторую половину праздника израильской демократии (выборов в Кнессет 28.1.03) я провёл, сидя в избирательном участке в качестве наблюдателя от партии «А». Моей соседкой по столу наблюдателей оказалась женщина, пребывающая в том же качестве, но от партии «Б». Многие часы проведённые вместе сближают, как случайных попутчиков в бесплацкартном вагоне. Она оказалась весьма эрудированной и интересной собеседницей. Наша беседа протекала спокойно, поскольку моя соседка была почти единомышленником, а не идейным противником из МЕРЕЦа или ШИНУЙя. Перелом в ходе беседы произошел, когда она бросила фразу (слышанную мной к тому времени уже не раз): «Жаль, что люди вроде тебя голосуют не за нас. Ведь нет никакой разницы между вами и нами. Напрасное распыление сил».
Я оказался в затруднении. Ведь партия «А» для людей вроде меня является не более чем «наименьшим злом». Я же ей рассказывал о мировозрении своём, а не той партии, за которую был вынужден голосовать!
«Никакая» разница между мировозрениями моим и партии «Б» была столь вопиющей, что это заявление не вязалось с моим восприятием её интеллектуального облика. Несколько минут я взвешивал, не подкалывает ли она меня, но, убедившись что нет, решил ответить.
«Сделаю тебе тест IQ» — сказал я. «Если пройдёшь – попробую объяснить». Она не обиделась: «Давай».
«В этом тесте есть два раздельных вопроса, связанных между собой.
Первый: что общего у территорий, которые отцы ослиного процесса хотят отдать арабам.
Второй: что общего у территорий, которые эти отцы хотят оставить себе?».
Интересно было наблюдать за процессом её мышления: «… Иудея, Самария, Иерусалим… Голаны… Гористые районы… При чём здесь горы?.. Стратегические высоты… Оливковые рощи… Скотоводческое сельское хозяйство… А, есть! Это и есть историческая Эрец Исраэль! Именно там и жили евреи 1500 лет!».
Я поразился. Этот тест заваливали большинство сабр и ещё больше олим.
Она продолжала: «…Газа… Ашкелон… Ашдод… Там жили филистимляне, верно ведь? И в (Кирьят) Гате тоже! … Яффа… Хайфа… И севернее… Ну, конечно же! Финикийцы!».
Я сказал ей: «Уважаю! Хочешь обобщить или оставишь это мне?». «Давай сам» — был ответ.
«Короче говоря: избавиться от всех исконних еврейских земель и окопаться в землях, на которых евреи не сидели по какой–либо причине».
Моя собеседница расширила глаза от удивления: «Но почему нужно избавляться от еврейских земель?»
«Представь себе еврея по рождению и гоя по мироощущению».
Она усмехнулась: «Не нужно особенно упираться!»
«Так–таки и не нужно упираться? Я это про еврея, которому всё, что еврейским духом отдаёт, отвратительно. Который драит свою кожу жёсткой щёткой со скипидаром, протирая до костей – и всё равно самому себе жидом несёт».
Она запротестовала: «Ну ты и загнул!».
«И всё же, представь себя в его шкуре… А теперь вообрази себя идущей по Хеврону… Вот ты поднимаешся по широким каменным ступеням, ведущим в Пещеру Махпела,… входишь в это древнее здание, сложенное из огромных каменных блоков до 400 тонн весом,… проходишь по заполненным евреями залам, убранных в смешании арабского и еврейского стилей и останавливаешся возле круглого отверстия в полу, наглухо забранном железной решёткой… Это лаз, ведущий далеко вниз. Там, ещё глубже фундамента, находится пещера, в которой уже тысячи лет как похоронены три супружеские пары, три поколения давшие начало еврейскому народу…»…
Здесь моё гипнотизирующее описание было прервано. Она резко мотнула головой. «Это невозможно выдержать! Оно меня давит!».
Тут я бросил ещё один камень: «Вот теперь ты понимаешь Моше Даяна, реакцией которого на донесение об освобождении Старого Города Иерусалима в 1967 году был возглас «кому нужен этот ватикан?!»»!
Она не ответила. Помолчали. За окнами уже темным — темно.
«Такой еврей не сможет жить ни в Иерусалиме(1), ни в Хевроне(2), ни в Шхеме(3). Они ему прижигают руки, пятки и душу. Да и на Голанах больше 80% из всех известных в Израиле древних синагог… Куда спокойней, когда всё это в чужих, нееврейских руках. А вот Тель-Авив – так он просто Нью-Васюки! Или Нью-Рио-де-Жанейро. Или Нью-Нью-Йорк. Без еврейских комплексов. Одна сплошная Финикия-Филистия. От Газы до Цидона…».
«…Согласна — кивнула она, наконец — но я не вижу связи с основной темой, разницей между вами и партией «Б»». «Уже скоро»- пообещал я.
«Есть две задачи одинаковой и первостепенной важности – это проблема безопасности евреев в Эрец Исраэль и корректировка закона о репатриации в той его части, где определяется, кто является евреем(4). Всё это ещё важнее проблем конституции, БАГАЦа, полиции, СМИ и других действительно важных и срочных тем».
«Какой странный порядок приоритетов… — протянула она – Закон «кто является евреем» определённо не на месте! Я понимаю, что этот закон позволил въехать в Израиль массе гоев, законно(5) или нет. Но первостепенной важности! Этим можно заняться потом, когда закончим с проблемой безопасности!»
«В этом-то и разница между нами и партией «Б»» — вбил гвоздь я.
«Нет, ты конспектом не отделаешся! — заявила она – Детализируй!».
«Кто навёл на нас эту напасть — проблему безопасности — не отцы ли Осло и их духовные предтечи(6)?! Они просто «умирают» от желания отделаться от всего, напоминающего об их собственном еврействе. От еврейских традиций. От еврейской
истории. От еврейских имён. От еврейской земли. Я даже не говорю о религиозном аспекте! Закон «кто является евреем»– это и есть кульминация пренебрежения своим еврейством. Этот закон готов записать в евреи любого гоя, изъявившего на это согласие. Лишь бы соблюсти хоть какие-то формальности(7).
Сначала мы должны решить для себя, что еврейский народ – это нечто конкретное. Его определение неизменно уже 3500 лет(8). Принадлежность к нему драгоценна и «принимают в евреи» только соответствующих 3500-летнему критерию.
Это решение породит новый тип израильтянина, называемого ЕВРЕЙ.
Еврей, которому Авраам – отец, Давид – близкий друг и советчик, а Бар-Кохба – не чьё-то героическое прошлое античных времён, а несчастный однополчанин с головой, вскруженной блестящей карьерой, и возомнивший себя почти неподвластным Хозяину Мира. Такого ЕВРЕЯ Хеврон не давит, но даёт ему заряд. Этот еврей не отшвырнёт еврейские земли с презрением(9). Убитый брат будет отомщён так, что это будет последний убитый брат. И братом ему будет любой еврей, поскольку он сам – еврей, а не звено в цепи классовой солидарности(10).
Безопасность евреев в Эрец Исраэль и корректировка «кто является евреем» являются на самом деле двумя аспектами, физическим и духовным, одной Задачи: продолжения существования еврейского народа. Человек жив, когда живы и душа, и тело его. Невозможно предпочесть одно другому. Так же и жизнь народа.
Так переплетаются эти две «несвязанные» проблемы: безопасности евреев в Эрец Исраэль и корректировка «кто является евреем»».
Она вздохнула: «Неожиданно это как-то. Всё перемешалось…»
Башенные часы пробили 10 размеренных ударов. Начинался подсчёт голосов…
Пояснения:
(0) Кальпи – избирательный участок; урна для голосования.
(1) Иерусалим — столица объединённого еврейского королевства и, позднее, столица южного еврейского королевства Йудея.
(2) Хеврон — столица Давида до эпохи объединённого еврейского королевства.
(3) Шхем — столица северного еврейского королевства Израиль.
(4) Закон этот определяет, кто имеет право на израильское гражданство.
Пункт 4-А говорит, что любой кто имеет деда или бабку еврея, имеет это право. На гражданство, но не на запись евреем. Он останется зарегистрирован по своей национальности.
Пункт 4-Б определяет, кто является евреем. А именно: родившийся от матери еврейки или принявший гиюр. Что именно здесь называется гиюром — закон не определяет.
(5) По программе НААЛЕ Сохнута привозят сюда нееврейских подростков (часто — антисемитов) с целью ассимиляции их здесь. Невыдуманная сценка из собеседования с 16-летним кандидатом в группу НААЛЕ: «У тебя есть в роду евреи?». «Нет». «Ты любишь евреев?». «…да кто же их любит…».
(6) Ослинный процесс – это третья попытка «замирения» такого типа с арабами, а не первая. Первая была предпринята Бен-Гурионом в 1948-9 годах, когда он отказался от сравнительно лёгкой возможности освобождения всей Иудеи и Самарии, полагая, что такая демонстрация отсутствия намерений экспансии неминуемо приведёт к установлению добрососедских взаимоотношений.
Вторая была предпринята Леви Эшколом в ходе войны 1967 года, когда он предотвратил повальное бегство арабов в Иорданию с территорий Иудеи и Самарии по мере продвижения ЦАХАЛа, заверив их в полном отсутствия у него «злых» намерений. Мести за убийства евреев, например. Ещё в процессе военных действий правительство Леви Эшкола послало эмиссаров в США с изъявлением готовности немедленно вывести ЦАХАЛ с «оккупированных» территорий в обмен на мирный договор и др.
(7) По сегодняшнему положению вещей, практически любая организация имеет возможность выдачи удостоверение о гиюре. А БАГАЦ наверняка утвердит.
(8) Евреем является родившийся от матери еврейки или принявший гиюр согласно Алахе. Настоящий гиюр — это процесс поиска Истины, в итоге которого человек, урождённый неевреем принимает на себя волю Всевышнего с санкции авторитетного раввинатского суда и становится полноценным евреем. Если суд не является таковым по Алахе, то церемония проведённая им не является гиюром.
Сравни c «новоделом» Шимона Переса: «Еврей это тот, который живёт в Израиле, воспитывается в израильской школе и служит в ЦАХАЛе. И неважно, кто его родители».
(9) «Я согласен, что эта земля (Эрец Исраэль) принадлежит евреям. Но при чём здесь Израиль?!» — Асад Старший (Хафез).
(10) Почти классическая мысль Дуду Топаза: «Араб-интеллектуал мне бесконечно ближе, чем эти с пейсами из Меа Шаарим».
Прислано автором.