Недельная глава Торы «Шмот»
«И повелел фараон всему своему народу: «Всякого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а всякой девочке — дайте жизнь!» (1:22).
В современном мире широкое распространение получили всевозможные диеты. Еще никогда в истории люди не обсуждали с таким жаром, что полезно и что вредно отправлять в собственный желудок. Помимо физических благ, составители диет нередко обещают своим потенциальным клиентам духовное здоровье, если они будут следовать их рекомендациям.
Ничего нового в этих обещаниях нет. Еврейский народ придерживается своей духовной диеты уже более трех тысяч лет. В Торе детально описано, какая пища приближает нас к Б-гу и какая, наоборот, отдаляет. Она сообщает также главные принципы здорового питания для тела и души, например, вводит запрет смешивать молочные и мясные продукты.
Из сегодняшнего раздела Торы, первого в книге «Шмот» («Исход»), мы узнаем, что египтяне безжалостно бросали в реку еврейских младенцев. Неужели все дети погибли?!
Оказывается, нет. Мидраш сообщает, что речной поток уносил детей в пустынное место и там высаживал на сушу, после чего заботу о них брала на себя Шехина, Б-жественное Присутствие.
По команде Б-га скала на одном берегу Нила кормила младенцев медом, а скала на другом берегу вырабатывала для них свежее масло, как сказано в книге «Дварим» (32:13): «И питал Он его медом из скалы и маслом из кремнистого утеса».
Позже, при Исходе, когда Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнулось, потопив преследовавшую их египетскую армию, те же самые спасенные дети воскликнули: «Это мой Б-г, и я прославлю Его» (Шмот, 15:2).
Если мы внимательно следим за тем, что попадает в рот нашим детям, если мы кормим их здоровой кошерной едой, они впитывают вместе с ней не только полезные вещества, необходимые для их физического роста и развития, но и высшую духовность, по существу — правду жизни. Настанет день, когда эта правда всплывет на поверхность, и тогда человечество, разочарованное и сбитое с толку хаосом нынешнего бытия, увидит наконец Того, Кто управляет миром, Того, чье существование пока еще сокрыто двойным слоем лжи и иллюзий.
Нет денег — нет влияния
«И сказал Б-г Моше в Мидьяне: «Иди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, стремившиеся лишить тебя жизни» (4:19).
О ком идет речь? Кто умер? Дотан и Авирам, — объясняет РАШИ. Именно эта злокозненная парочка попалась на глаза Моше после того, как он убил египетского надсмотрщика, истязавшего еврейского раба. Моше «вышел на другой день, и вот — два еврея ссорятся». Моше пытался их утихомирить, но они пригрозили донести на него фараону за ранее совершенное убийство. Угроза была осуществлена, и ему пришлось спасаться бегством из Египта.
Но ведь из дальнейших событий нам известно, что они вовсе не умерли, а ушли вместе с другими евреями из Египта и затем доставили Моше много неприятностей во время Исхода. РАШИ объясняет: Дотан и Авирам не умерли физически — они разорились, а нищета, как утверждают еврейские мудрецы, равноценна смерти.
И все-таки вопрос остается. Откуда известно РАШИ, что Дотан и Авирам обеднели? Может быть, их поразила проказа («цараат»), или они ослепли, или остались бездетными? Все эти несчастья мудрецы также приравнивают к смерти.
Нет, речь может идти только о бедности, поскольку три других предположения опровергаются дальнейшими событиями, описанными в Торе. После неудачного бунта Кораха, активно поддержанного Дотаном и Авирамом (см. раздел «Корах» в книге «Бамидбар»), эти два злодея встали у входа в свои шатры. Если бы у них были кожные поражения «цараат», которыми Б-г наказывал людей в библейские времена за грех злоречия и другие моральные прегрешения, они находились бы за пределами главного стана, в зоне карантина, а не у своих шатров.
Гипотеза их слепоты тоже легко опровергается. В том же разделе Дотан и Авирам с презрительным высокомерием говорят Моше: «Неужели ты ослепишь наши глаза?» Отсюда ясно, что они были зрячими.
И, наконец, в эпизоде казни заговорщиков, поддержавших Кораха, мы читаем, что Дотан и Авирам вышли из своих шатров вместе с женами и детьми. Следовательно, бездетными они тоже не были.
Итак, остается лишь бедность. Этот вариант подкрепляется еще одним доводом. Сообщая Моше о смерти его врагов, Б-г имел в виду, что они утратили влияние при дворце фараона и больше не могут строить козни против посланника Всевышнего. Проказа, слепота и отсутствие детей не могли бы лишить их этого влияния. Другое дело — бедность. Какой правитель захочет иметь дело с нищим?
Без лишних страдальцев
«И сказал Б-г Аарону: «Иди навстречу Моше в пустыню…» (4:27).
В комментарии к разделу «Итро» РАШИ сообщает, что, встретив брата в пустыне, Аарон посоветовал ему не брать с собой в Египет жену и детей, оставить их в Мидьяне на весь период подготовки к Исходу и предстоящих египетских казней. «Мы и так достаточно страдаем, — сказал Аарон. — Зачем добавлять новых страдальцев?»
Моше послушался его совета и оставил Ципору с сыновьями на постоялом дворе, где семья остановилась на ночлег, и где Всевышний чуть не казнил пророка за то, что он не сделал вовремя обрезание новорожденному Элиэзеру.
Хотя колено Леви, будущих храмовых священников, к которому принадлежали Моше и Аарон, не привлекалось к каторжным работам, один вид угнетения евреев и их тяжких мучений мог повергнуть в шок Ципору и старшего сына Гершома. Аарон хотел избавить семью брата от столь тяжелого зрелища и предстоящих испытаний, связанных с Исходом.