Александр Рыбалка (Кирьят-Малахи,Израиль)
Часто от наших недовольных «дважды соотечественников» можно услышать, что выходцы из бывшего СССР слабо представлены в израильских коридорах власти. Я могу на это возразить – земляков много. Просто не все они присутствуют в классических «репатриантских» партиях, а кроме того, мы не обращаем внимания на тех, кто приехал достаточно давно или родился уже в Израиле от «русских» родителей.
Один из таких «дважды земляков» — это Арье Эльдад, лидер ультраправой партии «Оцма ле-Исраэль», «Мощь Израиля». От многих политиков Эльдада отличает то, что он является «потомственным почетным» националистом… Впрочем, сейчас мне хотелось бы поговорить не о политике (изрядно надоело уже перед выборами), а о необычной истории семьи Эльдадов, на базе которой более деятельный чем я писатель мог бы создать исторический детектив.
Мать Арье Эльдада родилась во Львове. Отец – в небольшом украинском городе Подволочиске, откуда его семья очень скоро переехала во Львов.
Исраэль Эльдад (при рождении он носил фамилию Шайб), отец Арье, учился в еврейской гимназии, а по окончании ее отправился в Вену, чтобы там в университете получить диплом филосова. Параллельно Исраэль учился в раввинской ешиве – не для получения звания раввина (экзамен на смиху, раввинский диплом, он так и не стал сдавать), а для того, чтобы лучше разобраться в иудаизме.
В 1937 году будущие отец и мать Арье Эльдада поженились во Львове.
Исраэль Эльдад после окончания университета получил работу в Варшаве. Везде, где бы он ни был, Исраэль всегда участвовал в работе наиболее радикальных сионистских организаций, таких, как «Бейтар». Свою перспективу он видел в будущем еврейском государстве, и старался, чтобы к этой же цели стремились как можно больше евреев.
В 1939 году в Варшаву вторглись немецкие войска, Исраэль Эльдад с семьей успевает бежать в Вильнюс, где поселяется в одном доме со своим старым другом Менахемом Бегиным. Вместе с Бегиным Эльдад участвовал в конференции Бейтара в Варшаве, где они полемизировали с самим Жаботинским.
До вторжения советских войск в Вильнюс оставались считанные месяцы. Впрочем, ни Эльдад, ни Бегин об этом не подозревали. Они каждый день после работы ходили друг к другу в гости, за партией в шахматы обсуждая перспективы развития «Бейтара» в Европе.
Во время одной из таких партий в дверь постучали.
Это были сотрудники НКВД, которые сразу же начали очищать Прибалтику от «враждебных элементов». Бегин был арестован на месте, а Эльдада один из «сотрудников» предупредил, что через неделю придут и за ним.
Трудно сказать, чем было вызвано такое предупреждение. Возможно, тем, что до войны в НКВД еще работало немало евреев, и кто-то решил посодействовать собрату…
Эльдад, разумеется, не стал ждать, когда за ним придут. Он раздобыл фальшивые документы, и через Москву отправился в Турцию.
Там ему пришлось ждать несколько месяцев получения разрешения на въезд в Палестину, но в целом окончание путешествия было удачным – семья добралась о Святой Земли.
Впрочем, Эльдад никогда не искал спокойной жизни. Сразу же по приезде Исраэль вступил в подпольную организацию ЭЦЕЛЬ («Иргун Цвей Леуми»), но вскоре со скандалом вышел оттуда – взгляды подпольщиков показались ему недостаточно радикальными, а образ действий – слишком мирным.
Самым крайним на политической сцене тех времен был Авраам Штерн (подпольная кличка «Яир») и его организация «Лехи». Исраэль присоединяется к Штерну, и вскоре уже становится главными редактором газеты «ба-Мехтерет» («В подполье»). Это был Самиздат того времени, нечто вроде «Хроники текущих событий». Газета информировала о зверствах, чинимых английскими оккупантами, и призывала евреев к беспощадной борьбе против англичан.
В 1942 году английская военная полиция накрыла конспиративную квартиру, на которой скрывался Штерн. Легендарный Яир оказал сопротивление при аресте, и был убит. После смерти политического лидера руководство «Лехи» решило не избирать нового главу, а руководить организацией с помощью триумвирата. Туда, кроме Исраэля Эльдада, вошли Ицхак Шамир и Натан Ялин-Мором.
Исраэль для прикрытия подпольной работы преподавал в гимназии «Бейт-Иегуда», расположенной в Тель-Авиве. В апреле 1944 года туда прибыл наряд полиции, чтобы арестовать его. Исраэль выпрыгнул с 4-го этажа на дерево, чтобы по нему спуститься вниз, но неудачно – ветка подломилась, и подпольщик полетел на асфальт, получив травму позвоночника. 24 перелома и трещины, гипс, тюрьма в Русском подворье.
До этого Исраэль носил подпольную кличку «Самбатион» — так называется в еврейском фольклоре река, за которой, по преданиям, живут 10 пропавших колен Израиля. Находясь в тюрьме, «Самбатион» поменял кличку на «Эльдад» — в честь еврейского путешественника 9-го века Эльдада а-Дани, искавшего потерянные колена Израиля.
Пройдут годы, и кличка «Эльдад» так крепко прирастет к имени Исраэля, что станет его фамилией.
Исраэль отбывал срок в лагере неподалеку от Латруна. Иногда его отправляли в Иерусалим, в клинику доктора Троя, где оказывали необходимую после переломов медицинскую помощь. Во время одного из таких визитов соратники Эльдада по подпольной работе… просто похитили его.
До основания государства Исраэль оставался на нелегальном положении, продолжая руководить деятельностью «Лехи».
В 1948 году, после образования государства Израиль, часть бойцов Лехи присоединилась к ЦАХАЛу, а часть вышла в отставку. Но руки у бывалых партизан еще чесались…
В начале 1953 года в Советском Союзе бушевало «дело врачей». Ходили слухи о том, что евреи будут высланы с европейской части территории Союза на Дальний Восток, в Биробиджан. Тогда несколько членов Лехи бросили бомбу во двор советского консульства, которое в тот момент располагалось в Рамат-Гане.
Разумеется, ветераны «Лехи» не имели своей целью убить кого-то или хотя бы причинить серьезные разрушения. Они просто хотели напугать советское правительство.
Бен-Гурион считал, что этой акции причастен Исраэль Эльдад, как бывший руководитель «Лехи», однако доказать ничего не удалось.
Сейчас уже можно смело сказать, что Эльдад не имел никакого отношения к подобным действиям, и члены подполья приняли решение без него.
На базе бывших бойцов «Лехи» было сформировано подполье «Црифим», которое собиралось открыть боевые действия против социалистического лагеря. Уже готовился теракт против чехословацкого консульства – но, к счастью, Сталин умер, кампания антисемитизма в Советском Союзе и его странах-саттелитах пошла на спад, и в стране начались робкие демократические преобразования.
Исраэль Эльдад не прекращал политической деятельности всю свою долгую жизнь – он умер в 1996 году, прожив 86 лет.
Арье Эльдад родился в 1950 году, уже в Израиле. Он помнит, что в его семье частенько говорили по-русски, особенно в тот момент, когда не хотелось, чтобы ребенок понимал, о чем говорят родители.
От своих «русских» родителей Эльдад унаследовал самое главное – жесткие взгляды, непримиримость в отстаивании интересов евреев, даже через неповиновение властям. Впрочем, мы с вами договорились, что о политике говорить не будем. Просто когда начнете считать, сколько «русских» в Кнессете – не забудьте посчитать и Арье Эльдада.
(Опубликовано в предновогоднем номере еженедельника «Секрет», Израиль)