Зачастую жизнь семьи начинается с того момента, как отец приходит домой с работы. Представьте себе человека, которого унизил хозяин. Нет ничего удивительного в том, что он, может быть, даже того не желая, будет отыгрываться на своих беззащитных домочадцах. Войдя раздраженным в дом, он может сделать бестактное замечание жене, повысить голос на ребенка. Так дурное слово создает негативную напряженную атмосферу, которая в конце концов может разрушить семью.
Иногда муж может прийти домой с сердитым лицом и молча скрыться в своей комнате. Оставшиеся в недоумении жена и дети могут лишь гадать, что же они не так сделали, чем вызвали гнев мужа и отца. Мы говорим не только словами, но всем телом, особенно выражением своего лица, пишет рав Авраам Пам и приводит пример из книги пророка Нехемии. Пророк описывает, что произошло, когда однажды он подавал бокал персидскому царю.
«И было… в двадцатый год (царствования) царя Артахшасты — вино перед ним, а я взял вино и подал царю; а (обычно) не выглядел я грустным в его присутствии. И сказал мне царь: «Почему ты выглядишь печальным, ведь ты не болен. Не иначе как зло (замышляешь ты в твоем) сердце!» И сказал я царю: «Да живет царь вовеки! Как же мне не выглядеть печальным, если город [Иерусалим], где могилы предков моих, разрушен, а ворота его сожжены огнем?» (Нехемия, 2:1–3).
Сам факт, что слуга предстал перед царем с печальным выражением лица, вызвал его гнев. Тем более каждый из нас должен ощущать ответственность за то, с каким выражением лица мы предстаем перед Царем царей!
«Если человек дал бедному все богатства земли, но не улыбнулся ему, то как будто он ему ничего не дал! — утверждает Талмуд. — Но даже если человек ничего не мог дать бедняку, кроме своей улыбки, то все равно — он как будто дал ему все богатства земли».
«И стал народ роптать» (Бемидбар, 11:1). Вскоре за этим роптанием против Всевышнего евреи начали жаловаться на то, что им надоела манна небесная, а потом им не понравилась Земля Обетованная. Вернувшись из сорокадневного путешествия по земле Ханаанской, разведчики позволили себе рассказать о том плохом, что они там увидели. Тогда народ заплакал и потребовал сменить лидера Моисея и вернуться в Египет. Этот день стал днем плача на века, потому что в этот день, 9 Ава, произошло много трагедий в нашей истории, в частности, были разрушены первый и второй Иерусалимские Храмы.
Впрочем, все началось с того, что евреи роптали. Почему же в Торе даже не упоминается, о чем они говорили? Это неважно, отвечает рав Пам, ибо это место Торы учит нас, что роптать, жаловаться можно и молча. Это молчание может быть весьма красноречивым и разрушительным благодаря выражению лица!
Сначала человек ощущает раздражение внутри себя, затем начинает видеть лишь плохое вокруг себя и уж потом выражает свои чувства дурным разрушительным словом.
Наполненный раздражением человек находит недостатки даже в манне небесной или в Земле Обетованной…
Всевышний сотворил этот мир словом, и наделил человека образом и подобием Своим. Потому и человек, подобно Всевышнему, творит свой мир словом.
Впрочем, слово может творить, а может разрушать. Как писал царь Соломон, «жизнь и смерть во власти языка!» Например, мудрецы Талмуда учили, что Иерусалимский Храм был разрушен из-за греха злословия.
Следует помнить, что семья называется мудрецами «маленьким Храмом», который подобно Иерусалимскому Храму может быть разрушен дурным словом. Впрочем, в этой же мысли содержится и надежда — если дурное слово разрушило Храм, то хорошее, доброе слово может Храм отстроить и, конечно же, укрепить наши семьи.
Приходя в свой дом, человек заходит в свой маленький Храм. Своими словами и своим выражением лица он творит или разрушает свой Храм. Ведь Всевышний начал творение мира со слов: «Да будет свет!» Потому и сотворенные по образу и подобию Его люди творят свой мир СВЕТОМ. Этот свет исходит из их душ, выражаясь в светлых словах и в сияющем улыбкой лице.
1 thought on “Почему ты выглядишь печальным?”
Comments are closed.
Забавный рецепт семейного скандала от рава Реувена Пятигорского
http://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_1266.html