«Если станешь ты
полезным евреем,
Называться разрешат
Росинантом
И украсят лапсердак
аксельбантом».
Александр Галич
«Предостережение»
Полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе генерал Пуликовский заявил в интервью газете «Аргументы и факты», что намерен в 2007 году выдвинуть известного российского бизнесмена Виктора Вексельберга на пост губернатора Камчатки. Тот немного поартачился: лестно, говорит, да преждевременно, сейчас ведь только 2005-й, но если через два года, то готов, дескать, рассматривать со всей серьезностью. «Как человек бизнеса, – добавил он, – я всегда видел… мое будущее в сфере бизнеса. Другой вопрос, что предприниматели… должны реализовывать свою гражданскую позицию.., применяя свой опыт и в работе на госслужбе». То есть человек отрапортовал, что всё понял, осознал и готов служить.
Чувствуется, что судьба Михаила Ходорковского сильно напугала Виктора Вексельберга. Тем более что претензии Счетной палаты, предъявленные ему в 2002 году, все еще висят над ним дамокловым мечом. Претензии касались беспошлинного вывоза алюминия его компанией «СУАЛ» под предлогом импорта бокситов – сырья для производства алюминия. Счетная палата насчитала, что импортных бокситов было использовано только 15%, так что за 85% алюминия надо было уплатить пошлину. В законе, однако, ничего о процентном составе сырья не было сказано, следовательно, компания Вексельберга закон фактически не нарушила, а только лишь, так сказать, воспользовалась брешью в таможенном законодательстве, что преступлением не является. Тем не менее, Вексельберг на крючке, и его судьба находится в руках власти, как, впрочем, и судьба всех других бизнесменов – кого хотят, помилуют, кого захотят, посадят. «Ситуация с ЮКОСом, мне хотелось бы верить, исключение из правил, – сказал Вексельберг в одном из интервью. – Сегодня бизнес перестраивается, ищет новые способы взаимодействия с властью».
Что это за новые способы, в поиск которых кинулись бизнесмены? Ну, Вексельберг выложил 100 миллионов долларов за коллекцию пасхальных яиц работы Фаберже. «Запад удивился, – хвастанул он, – потому что никто там не думал, что нормальный человек может вложить такие деньги, чтобы просто вернуть коллекцию в страну. Мне хотелось доказать себе и им, что мы это можем сделать». Доказал, ну и что? Ничего. Ни ордена от Кремля, ни охранной грамоты, ни даже похвалы. Хуже того, кредиторы одного из обанкротившихся московских банков подали заявление в суд с просьбой арестовать коллекцию в качестве обеспечения иска, поскольку, как они считают, «Вексельберг купил яйца Фаберже на деньги обманутых вкладчиков банка». Кажется, Вексельберг уже отбился от этого иска, но всё равно с яйцами вышел пшик, пустой номер. Ну, вернул их в страну, ладно, что с того? Кстати, одно яйцо, говорят, фальшивое… И подумаешь – 100 миллионов! У него, по оценке журнала «Forbes», два с половиной миллиарда, так что сотенкой миллионов там не откупишься.
Роман Абрамович – тот не яйца купил, а красавицу-яхту «Олимпия», причем не для себя (у него есть и покруче, называется «Голубая бездна», пятая по величине частная яхта в мире, с вертолетом и маленькой подводной лодкой на борту), а для президента, океанскую, представительского класса, длиной в 57 метров, пятипалубную, ценой тянет подороже вексельбергских яиц и гораздо практичней. Изготовлена в Голландии, пришла в морской порт Сочи под флагом Каймановых островов (это свободная от налогов зона), и такие в ней королевские интерьеры, что залюбуешься (я разглядывал фотографии в «Новой газете» за 30 мая с. г., в статье «Яхты для президента»). Вскоре российское телевидение показало нам Абрамовича, докладывающего президенту Путину о состоянии дел на Чукотке. Президент, похоже, остался доволен деятельностью губернатора, хотя тот в заботах о футбольном клубе «Челси» и недвижимости в Лондоне проводит там больше времени, чем на Чукотке.
Заговорив о Вексельберге в качестве кандидата на пост губернатора Камчатки, полпред президента имел в виду удачный опыт использования властью Абрамовича, который «снял с полпреда большой комплекс проблем и позволил ему сконцентрироваться на решении кризисных ситуаций в других субъектах». Благодаря капиталам Абрамовича Чукотка теперь стала для федерального бюджета бездотационной – в отличие от всех других подведомственных Пуликовскому субъектов федерации. «Регион является образцом взаимодействия власти и бизнеса, почти все крупные российские предприятия зарегистрировали свои филиалы в Анадыре и платят налоги местному бюджету», – говорит полпред.
Разберемся в этой фразе Пуликовского. Сперва – в ее первой части. О взаимодействии власти и бизнеса, на мой взгляд, можно говорить лишь с оговоркой, что вся власть и весь бизнес на Чукотке – это Абрамович, прибывший туда со своей командой. По оценкам экспертов, он вложил в развитие региона 1,3 миллиарда долларов, 10% своего состояния. В масштабе Чукотки это огромная сумма – 10 тысяч долларов на душу населения!
Теперь разберемся со второй частью фразы полпреда Пуликовского: о регистрации филиалов почти всех крупных российских компаний в чукотской столице Анадыре. С чего бы это? А ларчик просто открывался: Абрамович сделал Чукотку внутренней офшорной зоной, на чем одна только его «Сибнефть», по словам вице-губернатора, «сэкономила» на налогах миллиард долларов. Вот и другие крупные компании кинулись туда «экономить». Вполне, между прочим, на законных основаниях. Но вот тут мы произнесем модное на Чукотке слово «однако» и вспомним, что Ходорковского судили, в частности, за минимизацию налогов через филиал ЮКОСа, зарегистрированный в офшорной зоне Калмыкии.
Вот вам, читатель, еще одна иллюстрация выборочного российского, так сказать, правосудия: одним нельзя, другим можно, но тоже не безоговорочно, а в залог послушания. Не послушался – припомнят и нашлют налоговиков со спецназом. Вполне вероятно, что в кошмарных снах такое уже видится Абрамовичу.
Его полномочия в должности губернатора истекают в декабре этого года. Пуликовский уговаривает его согласиться на второй срок. Согласится ли Абрамович, неизвестно. В Британии тем временем ходят устойчивые слухи, что он намерен туда перебраться целиком. Уже давно он там говорил журналистам, что не намерен идти на второй срок губернаторства, поскольку Чукотка оказалась для него «слишком дорогим удовольствием», к тому же «не приносящим морального удовлетворения». «Мы молимся на Романа Аркадьевича, – говорит зампред исполкома «Единой России» на Чукотке С. Холецкая, – поэтому надеемся, что он останется на второй срок». Но среди материалов по этому вопросу промелькнул и красноречивый заголовок «Чао, Абрамович», обыгравший совпадение итальянского «прощай!» с аббревиатурой, означающей «Чукотский автономный округ».
А что Вексельберг? По словам Пуликовского, он «активно разрабатывает на Камчатке и в Корякии золоторудные и другие месторождения, вкладывает большие деньги. Сообщается, что он уже перекупил АО «Корякгеологодобыча» и подыскивает себе особняк в Петропавловске-Камчатском. На 25 октября назначен референдум по объединению Корякского автономного округа с Камчатской областью. После объединения регион будет называться Камчатским краем, и именно в объединенный регион Пуликовский предложил назначить губернатором Вексельберга. Против этого выступил председатель Совета народных депутатов Камчатской области Н. Токманцев, пригрозив даже заблокировать проведение референдума: «Объединяться с Корякией, чтобы губернатором здесь стал Вексельберг, мы, камчадалы, не будем». Против Вексельберга неожиданно выступил и председатель Совета Федерации С. Миронов, который прочил в губернаторы Камчатского края нынешнего губернатора Корякии О. Кожемяко, но сам Кожемяко, видно, догадался, что Пуликовский, прежде чем говорить о Вексельберге, имел разговор с Кремлем, так что он предпочел поддержать конкурента: «Если Вексельберг придет к управлению Камчатским краем, и благодаря активам его компаний удастся наполнить наши скудные бюджеты, то я буду только рад этому».
Видно, так тому и быть. Но мне, прямо скажу, это не по душе. Не к добру всё это, и будущее, мне кажется, легко предсказать. Люди с такими фамилиями, как Абрамович или Вексельберг, очень удобны российским властям: их можно заставить выложить денежки на благо нищенствующих регионов, а потом, когда бум закончится, можно будет сделать их козлами отпущения, свалив на них недовольство народа. Похоже, Абрамович не ошибется, если скажет России «чао». Пока не поздно. Это моё предположение. А Вексельбергу от лестного приглашения в Камчатский край, видно, не отвертеться. Иначе привлекут.
Кстати, партнерами Вексельберга по бизнесу являются руководители «Альфа-групп» Михаил Фридман и Петр Авен. Если есть грехи у Вексельберга (а при нынешней российской законности все не без греха), то в случае его привлечения и партнеры не могут чувствовать себя комфортно. Что, если Пуликовскому придет в голову (или подскажут ему из Кремля) рекомендовать Фридмана, например, в губернаторы бедствующей Магаданской области? Населения там втрое больше, чем на Чукотке, а доходная часть бюджета вдвое меньше, так не вложит ли «Альфа-групп» туда свой немалый капитал?
В связи с происходящим мне вспомнились дискуссии, развернувшиеся в 1996 году в связи с шумной презентацией Российского Еврейского Конгресса и стремительным восхождением в элиту российского бизнеса, а также и во властные структуры, людей с еврейскими фамилиями. Вспомнились статьи профессора Б. Клейна в разных здешних газетах, полные эйфории по этому поводу. С ним в газете «Еврейский Мир» спорил профессор Л. Гольдин. Я тогда поддержал Л. Гольдина. «Радоваться или тревожиться?», – таков был заголовок моей статьи, а в содержании и в заключении – одна тревога. Вот последние фразы той статьи в ответ на безудержную похвальбу евреев-нуворишей: «Не слишком ли много на себя берут в чужой стране? Ох, как бы это бахвальство не вышло еврейской общине боком. Заводилы-то, пожалуй, успеют удрать»…
Как в воду глядел, но не ставлю себе это в заслугу, ибо мне кажется, что не видел этого только тот, кто был зашорен или просто не хотел смотреть правде в глаза. А правда в том, что в российской и советской истории евреям было преподнесено много уроков. На них обращал внимание еще Владимир (Зеэв) Жаботинский. Не лезть в русскую революцию евреев призывали раввины. Сталин не без коварного умысла назначал евреев на видные должности в ГУЛАГе, чтобы потом на них обратить народное возмущение (вспомним нарочитое перечисление этих фамилий Солженицыным). А назначение Сталиным Кагановича первым секретарем ЦК КП(б) Украины – дважды и в самые трудные годы – разве не подлый ход? Именно его, а не украинских руководителей клянут теперь при любом случае тамошние антисемиты, и злоба их обращается на никак с Кагановичем не связанных и ни в чем перед украинским народом не провинившихся евреев Украины.
В перестроечные годы вышел замечательный фильм, показавший, что может случиться, если вдруг в город заявится вроде бы оживший Сталин. Власти – под козырек, а тот поучает: «Если что, валите на Кагановича. Народ поймёт». В новом варианте будет: «Валите на Абрамовича». Чукчи, которым Абрамович вручил пластиковые карточки для получения денег в банкоматах, сейчас довольны. Когда же деньги в банкоматах кончатся, а власть намекнёт, что их украл удравший в Лондон Абрамович, народ поймет это так, как его настроит уже не контролируемое Абрамовичем телевидение, благо нынешний губернатор привел его в каждый дом и в каждый чум. Когда кончатся деньги Вексельберга, то же самое нетрудно будет внушить в антисемитском аспекте жителям Камчатского края. И так далее, поскольку, как говорится, на том стояла и, видно, еще долго стоять будет русская земля. Нынешнее развитие российской политической жизни не дает никаких оснований усомниться в том, что Вексельберг вот-вот наступит на те же вечные грабли. n