После описания историй из жизни древних евреев и перечисления некоторых законов Тора меняет тему и переходит к описанию Храма и устройству службы в нем. Для читателя, привыкшего видеть связь текста с реальной жизнью, сложно представить более отвлеченную информацию. Храм был давно разрушен, да и сама религия для многих евреев перестала быть частью жизни. Поэтому многие современные читатели причислили Тору к категории «устаревших» и переключились на более «модные» книги.
Для тех из нас, кто знаком с мистическими измерениями иудаизма, не секрет, что Тора содержит несколько «слоев» смыслов. И если «буквальный» слой (пшат) иногда может казаться устаревшим, глубинно-мистические слои (сод) всегда будут доносить до нас ценную информацию. Более того, часто бывает, что чем более отвлеченный буквальный смысл фрагмента текста, тем более уникальную информацию он доносит до нас на глубинном уровне.
Храм — это «таинственная» карта духовно-мистического мира, в котором человек может раскрыть и развить свои глубинные ресурсы.
Наш мир состоит из четырех уровней: материального, психологического, духовного и Б-жественного (на иврите — асия, ецира, брия и ацилут). Материальный мир — наш «хороший знакомый». Мир психологии наука постепенно осваивает последние 100–150 лет. Остальные два мира не вписываются в методы научного описания, но могут быть представлены «спецсредствами» — образами, метафорами, архетипами.
Храмовый комплекс состоит из четырех территорий — область снаружи Храма, Храмовый двор, Храм и Святая Святых Храма. Они соответствуют четырем вышеописанным мирам. Между территориями находятся «занавесы», разделяющие и соединяющие миры. Занавес — замечательная метафора. Он разделяет. Но тот, кто обладает знаниями и проявляет усилие, может зайти за занавес и попасть в более высокий мир.
Главный объект Храмового двора — жертвенник, где приносили в жертву и сжигали животных, приносимых людьми (кстати, не только евреями). Это — мир психологии, в котором происходит взаимодействие животного и духовного начал. Обычно животное начало навязывает нам приземленный взгляд с его интересами, не давая подняться. Сжигание животного — это метафора высвобождения от доминирования приземленного взгляда. Но огонь жертвенника называется «огонь поедающий». Наше низшее начало как бы «поедается» Вс-вышним, оно ему важно. Мы не отбрасываем нижнее начало, но трансформируем его.
В основном помещении Храма находились стол с хлебами, Менора — светильник-семисвечник, и жертвенник для воскурения.
Стол (на иврите — шулхан) представляет несколько идей. Одна из них — это возможность одухотворенного принятия пищи. С помощью специальных подходов мы можем трансформировать процесс еды в уникальную каббалистическую практику. Также стол символизирует наше пропитание в широком смысле. Человек, умеющий концентрироваться на образ Храмового стола, может получить благословение Свыше на свой заработок (парнаса). Вс-вышний будет благоприятствовать нашим усилиям, связанным с финансами.
Семь огней Меноры имеют много значений. По одному мнению, это семь отверстий-рецепторов на лице (уши, глаза, ноздри и рот), по другому мнению — пять органов чувств и два полушария мозга. Свет Меноры представляет идею Просветления нашего духовного мира. Воскурение благовоний символизирует наиболее утонченную часть нашего духовного мира. Если мас-смедиа предпочитают грубые развлечения для массового потребления, мы можем с помощью настройки на образ воскурения (кторет бсамим) перейти в утонченные духовные пространства. Мы даже можем «включить» высшие функции обоняния.
Самое важное — близость к Вс-вышнему, которая представлена Святая Святых — внутренней частью Храма. Там находился ковчег со скрижалями, наверху которого стояли фигуры двух ангелов с крыльями (крувим). Скрижали — это «сердце» нашей мудрости, ее глубинный «мотор», «вливающий» жизнь в систему. Ангелы — это «канал связи» со Вс-вышним.
Мысленно проходя по основным храмовым объектам с помощью глубинных практик, а потом мысленно выходя из Храма во внешний мир, мы совершаем трансформацию нашего мира, принося Высший свет в мир нашей обыденной жизни.
Тора донесла до нас эту возможность, и мы имеем шанс раскрыть духовные измерения своей жизни и принести свет себе и всему миру. В этом состоит наша духовная миссия.