Ещё одно словцо о смешанных браках

В порядке реплики на эту, одну из наиболее животрепещущих тем современной еврейской жизни(да и не только современной), мне захотелось высказать следующее соображение. Внутри других статей, я его уже высказывал, но тогда оно потонуло в грузе других идей, аргументов и комментатиев—а соображение мне кажется важным, поэтому посвящу ему отдельную статью/

Дело в следующем: осуждение смешанных браков евреев с «гоями», на «право-религиозном» фланге нашей общины, удивительно совпадает с таким же осуждением на таком же фланге..нееврейского мира. Даже, можно сказать, антиебрейского. Ярчайшим примером, среди многих других людей высказывавшихся на данную тему, является идеолого наиболее реакционной части Белого движения России, Шульгин. В одной из самых своих известных работ—сборнике статей «Что нам в них не нравится», целиком посвящённом «разбору полётов» отношений русских (как их видел автор) с евреями— Шульгин концентрированно проводит идею, в разной степени озвученную и многими другими антисемитами до и после него, что смешанные браки приносят пользу именно нашему народу, порождая как правило людей, проникнутых «еврейскими ценностями» (под которыми можно понимать всё что угодно, от «совести» до «торгашества», и я сейчас не буду заниматься анализом обоснованности приписывания столь разнообразных ценностей именно евреям). Эти люди, по убеждению Шульгина, становятся «агентами», «проводниками интересов» евреев в окружающих обществах, «заражая» их понятиями вроде «либерализма», «терпимости» и прочего, от реализации которых евреи выигрывают. Или якобы выигрывают. «Еврейская кровь бьётся сильнее и горячее русской», ну или любой или почти любой другой—примерно так можно суммировать идею Шульгина, и массы других «исследователей» этой темы.

Теперь зададимся вопросом: при всей антисемитской предвзятости самого Шульгина и ему подобных, нет ли в вышеуказанном утверждении зерна правды? Кем, как правило, делаются, вырастая, отпрыски смешанных браков? На мой взгляд, «эмпирический» опыт достаточно убедительно показывает, что большинство полуевреев, независимо от того кто у них мать, сохраняют интерес и симпатию к еврейскому народу. Бывают, конечно, и исключения вплоть до патологических антисемитов, но кстати, по моему наблюдению, таких больше среди евреев/потомков евреев, просто перешедших в другую веру (едва ли не самый яркий пример— Торквемада, а ещё, возможно, Маркс—хотя о конещчных итогах его и его последователей деятельности для евреев, спорить можно бесконечно, да и не уверен пришло ли ещё время объявлять эти итоги «конечными». с одной стороны, его неприязнь к соплеменникам общеизвестна, как и убеждение что евреи играли ключевую роль в нелюбимом Марксом капиталистическом обществе; с другой, те, кого называют «марксистами», по факту всё-таки кое-что сделали для достижения такого общественного устройства, где евреи хотябы не обязаны ходить с особыми нашивками на одежде, и вобще чувствовать себя хуже других). Большинство же полукровок скорее становятся людьми вроде, ну скажем, Барри Голдуотера.

Да и «обращенцы» в другие религии, вроде Дизраэли или Гейне, скорее играют в еврейской истгории позитивную роль: и в плане практических плодов своей деятельности, и просто потому что нам в их лице есть кем гордиться, сверх и без того, безусловно, крупной меры. Согласитесь: людей, писавших поэтические иды субботе и/или лоббировавших права евреев на своей ли исторической родине, или в странах «рассеяния», считать потерей для народа трудно. Немало есть такого рода людей, например, и в сегодняшней России и других странах бывшего СССР, и многие из них находятся на «передовой» борьбы за лучшее будущее этих стран. Кстати, в отличие от некоторых «хранителей традиций», порою входящих в излишнюю близость с некоторыми сомнительной легитимности лидерами, отчего в долгосрочной перспективе их соплеменникам может быть больше вреда чем пользы. О ком я? Желающие могут обращаться к ряду моих предыдущих статей, нежелающим предлагаю, как говорится, догадаться с трёх раз.

Есть также ещё один «эмпирический» факт: высокий процент смешанных браков далеко не всегда ведёт к «вымыванию» именно еврейского населения. Например, в Бостоне давно наблюдается обратная картина: при высоком уровне смешения, число евреев там растёт. Думаю, дело в привлекательности, как сущностной так и внешней, той или иной идеи, в данном случае еврейской. Чем бояться за потерю «паствы» и печься только о сохранении оставшихся, лучше делать так чтобы еврейство было привлекательным и как минимум удерживало «своих». А «чужие», если очень хотят—почему в не дать им присоединиться? История, включая библейский её сегмент, такими случаями изобилует.

И последнее. Если спросить лично меня, ставлю ли я необходимым условием заключения отношений в стиле «и в дальной путь на долгие года» принадлежность вероятного партнёра к одному роду-племени со мной—скажу откровенно: Нет, не ставлю. Хотя и безусловно, внимание такого человека к моему наследию (как, в свою очередь, её партнёра по жизни) приветствовалось бы. И я, кстати, знаю не так уж мало случаев, когда супруг=нееврей не только не испытывает неприязни или дискомфорта в отношении еврейства, в том числе религиозного, своего партнёра, а ещё и проявляет огромный энтузиазм. Вероятно, что-то изменилось со времён Эзры, потому что я лично случаев, к примеру, нееврейских жён еврейских мужей, которые бы их отвлекали от еврейства или порицали за принадлежность к нему, не знаю, или знаю крайне мало. Более того, будучи знаком «по касательной» с контингентом ребят, активно участвующих в жизни молодёжного еврейского движения, вроде организаций «Эзра» или «Шаарей Эмуна», могу сказать что интерес полукровок и даже формальных енеевреев, часто выше и горячее интереса «стопроцентно кошерных» участников.

Вот и судите сами, такая ли уж большая проблема эти смешанные браки, а главное—для кого. У Шекспира есть фраза, если не ошибаюсь в Макбете: «Тот потерял, а этот приобрёл». Кто больше теряет а кто приобретает от смешанных браков вобще, и еврейских в частности, да и мопжно ли говорить о чьей-то «потере» в таком случае—для меня огромный вопрос.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 11, средняя оценка: 2,36 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Алекс Якубсон

Парадоксов Друг
Все публикации этого автора

13 комментариев к “Ещё одно словцо о смешанных браках

  1. Уважаемый Алекс
    В Вашей статье одни довольно крсиво загримированые эмоции либерала- мечтателя . А я сухой прагматик , мало верю краснобайству и маниловщине и много реальным фактам .А они такие:
    В семьях, созданных в США смешанными браками после 1990 г., проживают 870 000 детей в возрасте до 18 лет. 21% из них воспитываются как евреи, 49% воспитан в другой религии, 30% воспитывается вообще в условиях полного отсутствия религиозных правил и норм. Даже из тех, кто воспитан как еврей, только 10-15% заключают брачные союзы с евреями. Это значит, что почти все дети от смешанных браков потеряны как евреи.

    Несомненно ,самая угрожающая евреям в США – это проблема смешанных браков. Интенсивность ассимиляции неудержимо наростает, в ходе которой теряется принадлежность к той общности, которую принято определять понятием «еврейство». Этому способствует мало продуманая начетнически — догматическая работа синагог , антисемитизм , бегство от еврейства многих наших соотечествествеников во имя комфорта себе и своим детям
    Число смешанных браков в еврейской общине США продолжает расти очень быстрыми темпами. Их уровень сейчас достиг 72%. и более три четверти детей в таких браках не воспитываются вообще никак в еврейской традиции
    Если в 1965 г. было смешанных браков 9%, в 1970 г. — 13%, в 80 гг. — 38%, в 90 гг. — 43%, в 2003 г. — 47%, то в 2007 г. — 72%.
    Элиах Бергман, помощник директора Гарвардского центра по изучению народонаселения предсказал, что если направление тенденций еврейской общины не изменится, община сократится к 2075 г. , (а может быть и раньше) на 85-90%. !!

    Вы хотите практически полного исчезновения евреев в США , да и практически в мире — Канаде , Европе, Австралии , России и разумеется как следствие исчезновения Израиля ? Я нет !

    1. === цитата = Если в 1965 г. было смешанных браков 9%, в 1970 г. — 13%, в 80 гг. — 38%, в 90 гг. — 43%, в 2003 г. — 47%, то в 2007 г. — 72%.
      Правильно! Но посмотрим с другой стороны! Стакан ведь можкт быть не только полу-пустой, но и полу-полный! Это христиане и атео-либералы должны волноваться, что у них «паства» убегает в смешанные браки с евреями! А наши «ассимилянты» невольно сеют еврейские гены «разумного-доброго» (за редкими патологическими эксессами «аля сорос-джей-стрит»). Или как повторяют наши ребе — «несут народам мира идеи Творца и законы Ноаха». (Конечно, не словами и проповедями,..а…). Потом семена растут и вырастают внуки-правнуки, которые ищут свои корни и ту самую «внутреннюю Тору» о которой так много говорили некоторые мудецы. Петр, разве не видно в этом закате — «Несомненно, самая угрожающаей евреям в США проблемa» рассвет нового решения?
      К тому же не забывайте мать-героиню неизвесного хасида (жаль до сих пор нет этому памятника), которая вынашивает по 6-7 детей, как наши прабабушки во время оно 19-го века и у которой уже выживет не половина, в все. Кстати посмотрите статистику естественного прироста арабского анклава Газа. (чуть ли не первая в мире!) Вот где надо «догнать и перегнать»!

      1. во, и я о том же. как говорицца, плюспиццот!

  2. нет, я наоборот, хочу выживания и увеличения евреев. кстати, вы в курсе что евреев называют «вечно умирающим народом»? реляции о нашей скорой кончине поступают уже тыщи две лет, а то и две с половиной. примерно, со времён Эзры и рубежа тысячелетий.
    насколько мне известно, рост числа евреев Бостона при росте числа смешанных браков—столь же документально подтверждённый факт, как и приведенные вами, просто, признаюсь честно, мне лень сейчас искать источники. вы же, раз уж дайхоте цифры, могли бы хотябы упомянуть откуда вы их взяли(не то чтобы я им не особо верил, но всё-же).
    загадывать на 3/4 века вперёд-крайне неблагодарная штука, ибо фактор неожиданности не взят в рассчёт. а за такой период времени, он может себя проявить немало раз.
    вобще, есть самый радикальный способ повернуть вспять процесс «вымирания» нашего народа: это вобще отменить ограничения на смешанные браки и прочие способы определения еврейства, и считать евреем любого у кого есть доля еврейской крови (да и любого кто захочет себя просто объявить евреем, ибо есть принцип, давно уже введенный мудрецами, что если человек заявляет, что еврей, даже не имея явных убедительных доказательств, он еврей, ибо пожелал таковым быть и идентифицирует себя с нашим народом). Если людям нравится и хочется быть евреями, в конце концов, зачем им это запрещать и отваживать? Не для того ли наш народ и создавался, чтобы показать правильность Б-жьего пути, который мы символизируем?
    Вобще ведь, по «линии крови», евреями можно считать как минимум всех «арийцев», ибо они—потомки Эсава
    Я понимаю несбыточность и фантастичность этой идеи, но по-моему, её радикализм не более фантастичен или возмутителен, чем крайнее отрицание смешения с остальным человечеством вобще. Ну сбережём мы себя, в каком-то виде—хотя, глядя на то как живут многие «за забором вокруг Торы», прекрасно понимаешь почему ещё большее число евреев ушло из лона своего народа, и почему роль спасителей еврейства ул;тра-ортодоксам всё-таки мало светит. Но допустим, мы-таки «отстоим себя» от посягательств окружающего мира—а ради чего?

  3. на все 100 процентов согласен с ПЕТЕРОМ Апеллем

    1. надо же как, а ведь вы вроде даже в США не живали 🙂 я вот могу согласиться с Петером отчасти, например насчёт догматичной работы синагог. но вот интересно, когда я предлагаю недогматичные подходы, меня вобще начинают обвинять в предательстве и желании покончить с собственным народом совсем. спрашивается: там вам важнее найти способы выживания, или умереть но остаться в «лоне традиции» (причём самых спорных её сторон)?
      кстати, Петеру стоило бы задуматься над одной из вещей, которую он сказал. А именно—об уходе евреев в другие религии и идентичности, из-за поиска конфорта. Это безусловно часто так и есть, но скажите ради осьминога: а в чём суть религии и уклада жизни, навязывающего человеку дискомфорт и затем его же порицающего за желание от этого дискомфорта уйти? Человек ищет где суше; давайте делать так чтобы у нас, евреев, было «суше», а не только хаять окружающее «болото», когда заслуженно, а когда и не очень

  4. «Но допустим, мы-таки «отстоим себя» от посягательств окружающего мира–а ради чего?»
    Ну при такой постановке вопроса , что отстаивать еврейство нет смысла — пусть исчезают , Ваши рекомендации и расуждения оправданы.

    1. то есть для вас сохранение народа как такового, без привязки к его миссии, его дущности, его душе, как ни высокопарно сие прозвучит—это высшая ценность? не «справедливости ищи», а именно остаться чётко отделёнными от всех окружающих? честно говоря, такая идея скорее, по-моему, подходит чукчам или бушменам, хотя вера в свою особенную роль наверняка есть и у них

  5. Алекс пишет : «Петеру стоило бы задуматься над одной из вещей, которую он сказал. А именно–об уходе евреев в другие религии и идентичности, из-за поиска конфорта. Это безусловно часто так и есть, но скажите ради осьминога: а в чём суть религии и уклада жизни, навязывающего человеку дискомфорт и затем его же порицающего за желание от этого дискомфорта уйти»

    Евреи создали Тору , Библию , Коран — основы религии . Евреи создали 10 заповедей — основу морали , евреи во многом основоположники науки , культуры, законов экономики итд И это значит навязывать человеку дискомфорт ??
    Любое новое благое открытие «дискомфорт» для многих , за который первооткрывателей часто казнили , как в переносном ,так и в прямом смысле .

  6. это всё не дискомфорт, а вот заставлять отказываться от любимого человека, тем более с которым УЖЕ состоишь в законной связи—дискомфорт. и вечно смотреть волком(или затравленным зайцем, если угодно) на всё остальное человечество, при всей его сложности—дискомфорт. и с науками, давайте честно: может мы их и изобрели, но почему-то когда раввины столкнулись с греческой наукой, первой реакцией было..ЗАПРЕТ. ОСУЖДЕНИЕ. да и ладно с греческой: ещё чуть более 200 лет назад назад, сам Виленский Гаон запрещал евреям учить философию, «как бы чего не вышло»
    не говоря уж о том, что например, плевание одними, считающими себя более «праведными и правильными» ортодоксами, в детей чуть менее «правильных»—это не то что дискомфорт, это вобще издевательство и извращение, из которого грех не сбежать

    1. Vi tak perezivaete za etu devochku… eto iz-za pricheski? 🙂 a po suti statii — s zakritimi glazami nichego i ne uvidite…

  7. Домашнее задание – найдите ошибку в условиях задачи.

    Кажется мой комент Минкову и сюда актуален…
    Вам и Петру (вроде он переживает «за ассимиляцию») урок «грубой, но суровой» арифметики. Рассмтрим условия сохранения пропорции евреев 10-90 и ее полного исчезновения через каких-то 240 лет.
    Делаем «геданкен» (мысленный) эксперимент. Берем группу из 100 «соблюдающих» (С) 10% и 900 «ассимилированных» (А) 90%.
    Всего 1000 человек, пропорция – 10-90.
    По-статистике (рождаемость минус смертность), за год группа С увеличивается на 4%, а А увеличится на 1%.
    За одно поколение в 20 лет на 4% «нарастет» еще 111 до 211 в С.
    На 1% прирост будет 87 и станет 1207 в гр. А за теже 20 лет.
    Пропорция станет уже 10-51, или 16% в группе С от общего числа в 1298.
    А через 60 лет (3 поколения) будет 38% или 10-16 (1011 в С и 1619 в А).
    Красиво? Но вот уже прошло гораздо больше поколений от времен выхода из гетто – а все равно «воз и ныне там остается» 10-90. Очевидно, происходит «отток» из группы С в А. Его тоже не трудно подсчитать. Для сохранения 10-90 надо предположить что за 1 поколение (повторяю – 20 лет) из 111чел. в группе С стало не 211ч., а 144. То есть 67 из 211 (30%) перетекут в «ассимилянты»! И соответственно, перестанут «плодиться и размножаться», в родительском темпе. Вот где в самом деле «собака зарыта»! Вот где раввинам надо бросить все силы и откыть «второй фронт»!
    Но теперь «гуд ньюс»! Представим, что раввины засучили рукава, пристыдили «дезертиров», выбрали Хранителя и И.О. местоблюстителя Трона Короля на Святой Горе и до 120 лет (6 поколений) все будет «ама-хаим»!
    Тогда группа С из несчастных 100 чел возрастет до 10,640 (в 106 раз!), а группа А – до 2,941 (еле в 3 раза). Пропорцию уже и писать страшно, а то «враги» узнают.
    А через 120 лет наша сотня С , «хасидский еврейский принципал» плюс «простые», группа А, увеличится до 13 500, то есть более 13 раз. Значит «нас» станет не 15 мил, как сейчас, а 200 мил! Врагов «ермолками» закидаем! И естественно, придется создавать «поселения» от «Нила до Ефрата», а то королевство у нас уже и так маленькое, развернуться будет негде.
    Все вопросы о «наших разногласиях» исчезнут в истории и в архивах архи-раритетного (на вес золота я думаю, ибо мы это уже заранне знаем) Еврейского Мира. И все еврейские уклонисты, попутчики и саттелиты кроме хасидо-литваков и сефардов, включая всех невключенных, исчезнут на общем веселом ермолочно-белочулочном фоне, как мамонты.
    Ну и на закуску – через 240 лет (12 поколений) все земляне станут…понимаете?…
    Не удивлюсь, если Хранитель возгласит – «Даешь ле-хаим! Даешь 18 миллиардов евреев к 2250 году, к юбилею еврейского 6000 года»!
    Немножечко «кругом евреи»…вот будет весело!
    Как бы при рождении мальчика тогда не стали потом вводить новую 614-ю мицву – обрезать чуть больше…
    Или штрафовать так, что пришлось бы в корзинке по Иордану и Нилу спускать…
    И закон еще может быть – до изобретения меж-звездных перелетов плодиться и размножаться только 2 дитя на семью!
    Домашнее задание – найдите ошибку в условиях задачи.
    (Ответ — ошибки пока не видно)

Обсуждение закрыто.