Уважаемый г-н Шустеф
Читая Ваши статьи, я с чем-то соглашаюсь, с чем-то – нет, что вполне естественно.
В моих заметках «Трагические уроки» («ЕМ» № 585 от 7-13 августа, 2003 г.). написанных по поводу Вашей статьи «Бойся равнодушных» («ЕМ» № 581), я выразила свое несогласие с тезисом о еврейской солидарности.
В Вашей статье в «ЕМ», № 687, написанной два года спустя, Вы как раз об этом и пишете. Разобщенность евреев особенно очевидна на фоне происходящего в Израиле.
В этот раз я полностью с Вами согласна – забыли, видно, евреи одну из основных заповедей: «Не стой равнодушно у крови брата твоего».
Голда Меир много лет назад в своей автобиографической книге «My Life» («Моя жизнь») предупреждала, что существовать может только сильный Израиль. А может ли он быть сильным, не будучи единым?
К сожалению, говорить о единстве евреев не приходится…
Могу проиллюстрировать Ваш пример с 32 евреями из Барановичей, преданными евреями же, примером более масштабным.
Вот что пишет лауреат Нобелевской премии Эли Визель в книге «Легенды нашего времени», на которую я ссылалась в своих прошлых заметках: «В своих признаниях, сделанных в Буэнос-Айресе, Эйхман, потешаясь, сказал, что даже если бы ему удалось через Джоэла Бранда (посланного в Европу с целью представить правдивый отчет о том, что происходит с евреями Европы) предложить на продажу миллион евреев, то не оказалось бы ни единой страны, которая бы согласилась их купить». (Перевод с английского Р. Т.)
А ведь во многих странах, в т. ч., в Америке, сильно было еврейское лобби…
Пишу эти строки с болью, потому что, повторюсь, без этого небольшого кусочка Святой Земли никто из нас, живущих в диаспоре, не может чувствовать себя евреем.
С уважением,
Р. ТАЛАП