Справедливость для Джонатана Полларда

Американские еврейские лидеры достойны похвал за свою готовность вступиться за Джонатана Полларда. Поллард совершил преступление, но полученное им наказание значительно перевешивает тяжесть совершенного им правонарушения.
В следующем месяце (21 ноября. — Прим. пер.) израильский агент Джонатан Поллард начнет отбывать свой 27-й год в тюрьме, причем администрация Обамы демонстрирует поразительное равнодушие относительно того, что это значит для еврейской общины Америки.
Поллард был арестован в 1985 г. за передачу засекреченных документов Израилю в период его службы в разведке американского военно-морского флота. В 1987 г. он был приговорен за это к пожизненному заключению.
Вынесенный Полларду приговор противоречил достигнутой с ним внесудебной сделке. Приговор был основан, среди прочего, на докладе относительно нанесенного им ущерба, составленном офицером ЦРУ Олдричем Эймсом. К моменту ареста Полларда Эймс уже два года шпионил на Советский Союз.
Эймс был арестован по обвинению в шпионаже в 1994 г. Он был виновен в гибели по меньшей мере десяти агентов, работавших на американскую разведку в СССР. Как сообщается, Эймс обвинил Полларда в гибели некоторых агентов, к провалу которых привел его собственный шпионаж.
Вынесенный Полларду приговор к пожизненному заключению был крайне непропорциональным в сравнении с приговорами, которые обычно выносятся правонарушителям, виновным в передаче информации правительствам союзных Америке государств. Средний приговор за такие преступления составляет два года тюрьмы.
До прошлого года в американских политических и разведывательных кругах существовало долговременное согласие по этому вопросу: все они были против предоставления помилования Полларду.
Однако год назад это согласие улетучилось. В конце 2010 г. президент США Барак Обама получил письма с рекомендациями сократить срок Полларда до уже отбытого от бывшего директора ЦРУ Р. Джеймса Вулси и бывшего сенатора Дениса Ди Кончини, который занимал должность председателя сенатского Комитета по делам разведки в период ареста Полларда и вынесения ему приговора.
Аналогичные письма Обама получил от бывших госсекретарей Джорджа Шульца и Генри Киссинджера. Он получил просьбы о сокращении срока Полларда от сенатора Джона Маккейна и бывшего генерального прокурора Майкла Мукаси.
Лоренс Корб, занимавший должность замминистра обороны при Каспаре Вайнбергере, стал инициатором усилий по освобождению Полларда. Корб категорически заявил, что жестокий приговор Полларду явился результатом антипатии Вайнбергера к евреям.
Среди других знаменитостей, призвавших Обаму помиловать Полларда, были бывший конгрессмен и советник президента Ли Гамильтон, бывший сенатор и советник президента Алан Симпсон, профессор Гарварда и ментор Обамы Чарльз Оглтри, судья американского апелляционного суда Стивен Уильямс и бывший заместитель генерального прокурора Филипп Хейман. Десятки конгрессменов, несколько сенаторов и свыше 500 религиозных деятелей призвали Обаму освободить Полларда из тюрьмы.
Откликнувшись на призывы Корба и жены Полларда Эстер, премьер-министр Биньямин Нетаниягу в начале января 2010 г. стал первым израильским лидером, выступившим с официальным и публичным ходатайством о помиловании Полларда. Нетаниягу зачитал текст своего обращения к Обаме с трибуны Кнессета и передал его в Белый дом 4 января.
Одной из основных причин срочности освобождения Полларда, которая указывается во всех обращениях, является его ухудшающееся здоровье. Кроме того, главные аргументы, приводимые его защитниками, включают непропорциональный срок приговора Полларда, его глубокое и неоднократно заявленное раскаяние, его примерное поведение в тюрьме и тот факт, что эффект предотвращения подобных преступлений уже достигнут.
Обама не ответил на официальное ходатайство Израиля.
Молчит он и в ответ на менее глобальные просьбы. Когда в июне умирал отец Полларда, Морис, Обама не ответил на официальную просьбу позволить Полларду повидать отца в больнице. Не ответил он и на официальную просьбу разрешить Полларду участвовать в похоронах отца.
Холодное молчание Обамы было прервано на прошлой неделе его агентом, вице-президентом Джозефом Байденом. Как сообщила «Нью-Йорк Джуиш Уик», на встрече с 15 раввинами в Южной Флориде 23 сентября Байден выступил с непрошенным монологом относительно дела Полларда. Неоднократно назвав Полларда «предателем», Байден сказал: «Потребуется третье пришествие, прежде чем я поддержу освобождение Полларда».
По мнению «Нью-Йорк Таймс», своим заявлением Байден, который считается другом американской еврейской общины и Израиля, выступил в роли мальчика для битья при Обаме. Задачей Байдена было отвлечь критику от необъявленного решения Обамы не освобождать Полларда.
Если это так, то решение Обамы послать Байдена для объявления об отказе освободить Полларда сработало бумерангом.
Вместо того чтобы положить конец обсуждению этой проблемы, неприкрытое нападение Байдена на Полларда привело к объединению еврейской общины США вокруг призыва к освобождению Полларда. Как сказал 2-му каналу ИТВ в минувшую среду директор американской Антидиффамационной лиги Эйб Фоксман, еврейские лидеры никогда не обсуждали дело Полларда публично, но после того как Байден сам выступил публично, они решили, что должны последовать его примеру. «Джуиш уик» цитирует лидеров реформистского, консервативного и ортодоксального движений, и все они призывают к освобождению Полларда.
Их призыв прозвучал как раз накануне ранее назначенного Байденом приема для еврейских лидеров в связи с еврейским Новолетием. Поэтому во время приема Байден был прижат к стенке еврейскими лидерами, которые просили его пересмотреть свою позицию и порекомендовать помилование Полларда. В ответ Байден согласился встретиться с небольшой группой еврейских лидеров в ближайшем будущем для обсуждения дела Полларда.
Нападение Байдена на Полларда было странным в основном по двум причинам. Во-первых, это был плохой политический ход. Обама, по сообщениям, поручил Байдену вернуть его администрации еврейскую поддержку, которая усохла вследствие жесткого отношения Обамы к Израилю.
Странно, что в контексте попытки сближения Байден избрал враждебную позицию по делу Полларда, которая могла вызвать лишь отторжение той самой общины, которую он был послан привлечь. Вместо того чтобы приблизить американскую еврейскую общину к администрации, Байден добился поразительного всплеска единства раздробленной общины, которая объединилась против его позиции.
Вторая причина, по которой антиполлардовский выпад Байдена был лишен смысла, заключается в том, что он полностью опроверг утверждения, что Обама якобы открыл новую страницу в отношениях с Израилем.
Сторонники Обамы настаивали, что его речь на Генеральной Ассамблее ООН в минувшем сентябре, в которой он выступил против попыток ООП добиться членства в ООН в качестве суверенного государства, было обновлением для президента. Объявив о своем намерении наложить вето на резолюцию СБ ООН о палестинской государственности, Обама, как утверждали его сторонники, отказался от своей былой враждебности к Израилю и принял его в объятия как союзника.
Последняя атака Байдена на Полларда явилась просто последним звеном в цепи поразительных нападок на Израиль со стороны старших порученцев Обамы за последние дни, и все они опровергают предполагаемое обновление отношений. Сначала госсекретарь Хилари Клинтон заявила, что США не готовы даже к символическому признанию Иерусалима в качестве столицы Израиля. Затем она набросилась на Израиль за разрешение строительства в Иерусалиме.
По следам Клинтон министр обороны Леон Панетта выступил с публичными нападками на Израиль как в преддверии, так и во время своего пребывания в стране. Панетта как будто обусловил американскую поддержку Израилю готовностью последнего на уступки своим все более радикализующимся соседям, сказав: «По мере того как израильтяне будут идти на риск во имя мира, мы сможем обеспечивать безопасность, в которой они будут нуждаться, чтобы иметь пространство для переговоров».
Далее Панетта обвинил Израиль в том, что он сам себя загнал в дипломатическую изоляцию своим нежеланием пойти на то, что Панетта считает «достаточным риском». Спустя считанные недели после того как потребовалось американское вмешательство, чтобы заставить египетскую военную хунту предотвратить убийство шестерых израильских охранников посольства, осажденных толпой египетских повстанцев, захвативших израильское посольство в Каире, Панетта заявил: «Истинная безопасность может быть достигнута лишь посредством сильных дипломатических усилий, а также серьезными усилиями показать свою военную мощь».
Мало того, что Панетта обвинил Израиль в отсутствии мира с палестинцами и в радикализации пост­мубараковского Египта, он еще и публично отверг право Израиля на военную акцию для предотвращения обретения ядерного оружия Ираном. Панетта заявил, что любые акции против Ирана должны быть многосторонними. Заявив, таким образом, свою позицию, Панетта, в сущности, дал Ирану зеленый свет для развития ядерного оружия. Это действительно так, потому что политика санкций, которой придерживается администрация Обамы, уже продемонстрировала свою неспособность помешать Ирану в продвижении его программы ядерного вооружения.
Нападки Клинтон на израильский суверенитет в Иерусалиме, атака Панетты на право Израиля защищать себя от угрозы геноцида и его несдерживаемая критика отказа Израиля унижаться перед все более враждебными соседями — все это показывает, что речь Обамы в ООН не была новой страницей в отношении его администрации к Израилю. Скорее, это было одноразовым ответом на озабоченность в связи с потерей президентом поддержки американской еврейской общины. Эта озабоченность еще более обострилась после республиканской победы на внеочередных выборах в Конгресс в 9-м избирательном округе Нью-Йорка в прошлом месяце.
Атака Байдена на Полларда — а в его лице и на всю еврейскую общину Америки — была еще одним признаком неготовности Обамы отказаться от своей антипатии к Израилю.
Поведение Обамы в отношении Израиля после проигрыша республиканцам в Нью-Йорке повторяет его реакцию на победу республиканца Скотта Брауна на внеочередных выборах в Сенат в Массачусетсе в январе 2010 г. Браун был избран на пике дебатов по обамовской программе национализации системы здравоохранения.
На протяжении первых двух недель после избрания Брауна Обама и его приспешники демонстрировали готовность к компромиссу с республиканцами в свете того, что избиратели в Массачусетсе отвергли его партийные игры в вопросе здравоохранения. Но уже в течение двух месяцев после победы Брауна Обама и его сторонники удвоили поддержку законопроекта и провели этот в высшей степени противоречивый законопроект без поддержки республиканцев и игнорируя протесты большинства американских избирателей.
Как в случае Израиля, так и в случае с реформой системы здравоохранения, Обама решил игнорировать политические последствия своих действий и продолжать проталкивать свою идеологическую повестку дня.
Урок, который должны извлечь из поведения Обамы Поллард и его сторонники в США и в Израиле, заключается в том, что следует продолжать кампанию за освобождение Полларда как можно более энергично и безостановочно. По мере приближения даты выборов, если показатели поддержки Обамы в опросах продолжат падать, возможно — хотя и не слишком вероятно — он решит, что отчаянные ситуации требуют отчаянных мер, и предоставит Полларду помилование.
Даже если Обама не станет действовать таким политически здравым образом, громкая общественная кампания за освобождение Полларда все-таки имеет смысл. Как минимум, она может создать условия для предоставления помилования Полларду новым президентом немедленно по вступлении в должность, а это вынудит республиканского оппонента Обамы дать такое обещание в ходе избирательной кампании.
В своем интервью «Джуиш уик» по делу Полларда Рабби Дэвид Саперштейн, директор Центра религиозного действия реформистского иудаизма, сказал: «В Дни трепета, когда мы обдумываем совершенные нами дурные поступки и молим Б-га о милосердии, мы молимся о том, чтобы президент Обама поступил милосердно и даровал г-ну Полларду давно запоздавшее помилование».
Американские еврейские лидеры заслуживают похвал за свою готовность просить за Полларда. И следует поддерживать их, чтобы они продолжали подчеркивать дело Полларда и требовать его немедленного освобождения.
Поллард совершил преступление. Но полученное им наказание значительно перевешивает совершенное им правонарушение. Независимо от того, освободит ли Обама его от продолжительных страданий, сердце греет тот факт, что благодаря разнузданному нападению Байдена американское еврейское руководство обрело, наконец, голос и призывает к восстановлению справедливости.

Каролин ГЛИК, The Jerusalem Post
Перевод Элеоноры Шифрин

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора