Интервью известного московского журналиста Матвея Ганапольского главному редактору «ЕМ» Льву Кацину, опубликованное в № 682, оставило такое чувство, что интервьюируемый боялся говорить правду. Оно, конечно, понятно: он живет в Москве, и если тут что-то не так скажет, там спросят, а могут и прижать. Вероятно, поэтому в его уклончивых ответах на четко поставленные вопросы прозвучали совсем не убедительные тезисы.
Ограничусь его ответом только на один из вопросов: «Существует ли некая еврейская составляющая процесса Ходорковского?». «Думаю, что существует, – был ответ. – Однако искать антисемитский след в деле Ходорковского все же неправильно. Прежде всего, я думаю, что сам Путин не является антисемитом…».
Ну, этого-то мы как раз не знаем, да и не в этом дело. Допустим, уважаемый журналист лично в Путине не ошибается, но что он думает в этом плане о многочисленной его челяди, вовлеченной в процесс, об энтузиастах, возрадовавшихся тому, что президент именно Ходорковского выбрал жертвой судебного и внесудебного произвола? Дело ведь в том, что, строго говоря, в преследовании Ходорковского не было законных оснований. Обвинение, оспариваемое с правовых позиций, нуждалось в народной поддержке, и вот здесь-то «еврейская составляющая» сработала.
«Необходимо признать, – согласился интервьюируемый, – что этот процесс привел к усилению антисемитского фона в стране». Так что, разве усиление антисемитского фона не было прогнозируемо президентом и его командой? Несомненно, оно было не только прогнозируемо, но и сознательно инициировано. Как пел Высоцкий, «на их стороне хоть и нету законов, поддержка и энтузиазм миллионов». Почему же уважаемый журналист полагает, что искать антисемитский след в деле Ходорковского неправильно? Почему об усилившемся антисемитизме он говорит, что, «в отличие от советских времен, он не инспирирован властью»? Разве не властью затеяно так называемое дело Ходорковского, приведшее к усилению антисемитского фона?
В связи с делом Ходорковского мне вспомнился эпизод из замечательного фильма под названием «И черт с нами» производства Одесской киностудии (если не ошибаюсь), 1991 года. Это была как бы пародия на ГКЧП с возвратившимся в страну Сталиным. «Валите на Кагановича – народ поймёт», – посоветовал вождь. Вот и здесь: «Валите на Ходорковского – народ поймёт»…
«Этот антисемитский фон, – говорит Матвей Ганапольский, – носит «искренне народный характер», а вот государственного антисемитизма, он утверждает, сегодня в России нет, ибо, по его словам, «нет ограничений для евреев при поступлении в вузы и при приеме на работу».
Узко смотрит журналист: причем тут поступление в вузы, тем более, когда вузы платные? Причем тут прием на работу, когда государство уже не единственный работодатель? И неужели он не понимает, что судить о государственном антисемитизме – есть он или его нет – следует по отношению государства к тому самому «антисемитскому фону»: порицает его государство, борется с ним и старается преодолеть или же, наоборот, поощряет и использует? Тем, как дело Ходорковского подаётся народу, антисемитизм поощряется. Как и многим другим, что мы, к сожалению, в последнее время видим. Значит, на вопрос, поставленный в заголовке этих заметок, приходится ответить утвердительно.
1 комментарий к “ЕСТЬ ЛИ В РОССИИ СЕГОДНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ?”
Обсуждение закрыто.
Русские посадили Ходорковского потому что он олигарх который полез в политику \»не в ту сторону\». Они же не виноваты что в России почти все олигархи евреи — нет тут антисимитизма