МОИ ТАШКЕНТСКИЕ ДРУЗЬЯ

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ МИР

В 1966 году в Ташкенте произошло сильное землетрясение.

Перед землетрясением я видел большой огненный шар и подумал, что это атомный взрыв, подземный, наверно. Так же думала и моя жена. Возможно, землетрясение действительно имело искусственную причину: мы ведь не проверяли уровень радиоактивности. Так или иначе, в городе, как я уже говорил, было разрушено семьдесят пять процентов зданий.

Землетрясение началось под утро. Мы выбежали на улицу после первых толчков. Подошел сосед-еврей:

– Ицхак, какую броху говорят на землетрясение?

– Ой, – спохватываюсь, – я об этом не подумал! «… ше-кохо у-гвурато мале олам» («… сила и могущество Которого наполняют мир»).

Сказано в первой главе «Пиркей авот»: «Шимон-а-цадик был одним из последних (мудрецов) Кнесет а-Гдола (Великого Собрания). Он говорил: «Мир стоит на трех вещах: на изучении Торы, и на служении в Храме (молитве), и на добрых делах».

Я своими глазами увидел это во время ташкентского бедствия.

Мне кажется, в то время не было в Союзе города с более налаженной еврейской жизнью и более крепкой общиной, чем Ташкент. В Ташкенте в те годы евреи были очень сплочены. Здесь действовали несколько синагог и тайных миквэ, делалось много добрых дел. Из семи-восьми (очень немало по тем временам!) ташкентских резников двое-трое постоянно стояли на рынке. Один из них, Биньямин-шохет, увидев, что еврей покупает курицу и направляется к рубщику, всегда предлагал: «Зачем идешь? Давай я тебе бесплатно зарежу!» И делал шхиту бесплатно.

Мне кажется, Ташкент был в этом отношении уникален. Даже Самарканд, пожалуй, был чуть слабее. На Кавказе евреи держались очень твердо, но у нас учеба шла серьезнее. Меня и сына, например, люди буквально заставляли заниматься с ними Торой!

Такое же землетрясение, даже более слабое, за несколько лет до того случилось в Ашхабаде. Правда, как говорят, оно было горизонтальное, что опаснее, а не вертикальное, как в Ташкенте. Но почему такое, а не другое?

В ашхабадской катастрофе погибли более десяти тысяч человек. А в Ташкенте?

В шесть утра я начал обходить знакомых. Прихожу к Вольфам, нашим родственникам. Глава семьи еще в постели. Кругом кирпичи и камни, а Эфраим – цел и абсолютно невредим.

Я обошел десятки еврейских семей: у всех в доме разгром – и все невредимы!

По данным печати, в городе погибли десять человек. А ведь землетрясение продолжалось много дней, было более семисот толчков.

Тогда я понял, что значит: «Мир держится Торой». Этим и держится, подумал я, потому так и получилось.

Люди не хотят видеть чудеса, закрывают на них глаза. Рамбан сказал: «Знаменитые, явные чудеса помогают нам ощущать чудеса скрытые. И тогда мы начинаем понимать, что в мире все – чудо. И это понимание – основа веры».

Вот посмотрите, что произошло совсем недавно в Израиле.

Шла война в Персидском заливе. Ирак обстреливал Израиль ракетами «Скад». На города Израиля, которые населены очень густо, было выпущено тридцать девять «Скадов». Вторая мировая война показала, что бомбардировки городов приводят к огромному числу жертв. Современное оружие – «Скады» – еще опаснее. Ущерб от обстрелов был колоссальный. Но погиб только один человек!

Израильские военные специалисты, готовя больницы к приему раненых, намечали шесть тысяч коек на каждую ракетную атаку, потому что во время ирано-иракской войны каждая ракета, упавшая на Тегеран, убивала от восьми до десяти человек, не считая множества тяжелораненых (эти данные я взял из книги Сэма Веффера «Ракеты, противогазы и чудеса», Иерусалим, 1995).

Обстрел Израиля Ираком продолжался с 18 января по 25 февраля. Были повреждены сотни, а может, и несколько тысяч, квартир. Я видел снимок: полностью разрушенное ракетой трехэтажное здание, человек, со всех сторон прихваченный обломками. И под развалинами люди. И все остались живы. Так произошло не раз и не два, а тридцать девять раз! Кстати, наказание в тридцать девять ударов предписывает Тора грешнику, нарушающему ее заповеди. Но это кстати.

Военные специалисты в Европе провели сравнительное исследование результатов бомбежки Германией – Лондона, Ираком – Ирана и Израиля. Констатировали невероятный факт и воздержались от профессиональных выводов.

Помните, я говорил про «пирсума ниса» в Хануку? Так вот, это и вообще мицва – рассказывать о чуде. В том случае, если факт общеизвестен и ясно, что никто не будет его оспаривать. О таком событии можно объявить и сказать, что это «нес» (чудо). Если возглашение может вызвать споры – лучше не объявлять.

А разве то, что я рассказал, – не чудо?! Неужели кто-то скажет, что этот факт случаен?!

Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора