«Поздно вечером мне сообщили, что авиалайнер «Боинг-777» сбросил топливо в море и кружит вокруг аэропорта Бен-Гуриона, пытаясь совершить аварийную посадку, — рассказал мне рав Довид Лопьян, глава иешивы «Микдаш Давид» в Бруклине. — Я тут же попросил учеников иешивы собраться, и мы начали молиться за пассажиров самолета, который должен был приземлиться со сломанным шасси. Через час поступило сообщение, что самолет благополучно приземлился, и мы с облегчением вздохнули. Утром один ученик спросил меня, как приземлился тот самолет. Мне было трудно скрыть удивление: «Ты смог пойти спать, не узнав о судьбе пассажиров?»
Однажды врачи сказали раву Хаиму Шмулевичу (1902-1979), что ему нужно срочно удалить опасную опухоль в горле, и что в результате операции он потеряет язык и возможность говорить. Тогда легендарный глава иешивы «Мир» в Иерусалиме обратился за советом к моему дедушке раву Элиягу Лопьяну, — продолжил рассказ рав Довид Лопьян.
«Твой язык — это вся твоя жизнь, ведь без преподавания Талмуда твоя жизнь потеряет смысл, — ответил ему дедушка. — Я буду молиться о тебе, а ты долгие годы будешь учить людей Торе!»
Рав Шмулевич прожил без операции около двадцати лет! (Речь идет о великих праведниках, обычные же люди должны исполнять указания врачей.) Рав не только продолжил преподавание Талмуда, но и начал давать уроки мусара — этического учения Торы. Он написал важные книги о Талмуде, однако самой известной его работой стала книга «Сихот Мусар». Ученики рава Шмулевича записывали на магнитофонную ленту его этические уроки и позднее издали книгу, прославившую их учителя. На этих записях слышно, что раву Шмулевичу трудно говорить, из-за болезни его голос хрипит, но, преодолевая боль, рав продолжал обучать людей Торе».
То, что рав Лопьян молился о раве Шмулевиче, — урок для всех нас. Преодолевая безразличие, мы должны проявлять участие в жизни окружающих людей, сострадать им, желать им добра, молиться о них. В Талмуде сказано, что тот, кто может молиться о больном человеке, но не молится, «как будто проливает его кровь».
Всевышний слышал стон сынов Израиля в египетском рабстве и «вспомнил союз» с Авраамом (Шмот, 6:5). Авраам передал потомкам заслуги своих добрых дел, молясь о нас всех, потому предупреждают мудрецы Талмуда: «Тот, кто исполняет заповеди во имя себя, называется негодяем!» Ведь если бы не милосердие Авраама к своим потомкам, то мы бы так и остались в Египте…
Тора запрещает полагаться на чудеса. Более того, тот, кто наслаждается в этом мире результатами чудес, растрачивает свои заслуги в мире грядущем. Почему же рав Хаим Шмулевич согласился, чтобы рав Элиягу Лопьян молился о нем?
«То, что молитва помогает, является не чудом, а частью законов мироздания! — заключает рав Довид Лопьян. — В рассказе о творении мира мы читаем, что дожди не пролили влагу на землю и растения не цвели, потому что еще не было человека, который бы помолился о дожде. Всевышний сделал человека партнером творения, ожидая его участия, его добрых дел и его молитвы».
В истории Авраама мы находим, что царь Элимелех был наказан и стал бездетным за то, что пленил Сару. Вернув жену Аврааму, он попросил прощения, но удостоился исцеления лишь благодаря Аврааму, который молился о нем.
Всевышний же не только откликнулся на эту молитву, но и благословил самого Авраама, и у него родился сын Ицхак. Продолжение еврейского народа зависело от молитвы Авраама об обидевшем его человеке!..
Может быть, есть еще один секрет долгожительства рава Хаима Шмулевича, который, преодолевая страдания, учил людей Торе. Во время странствий евреев по Синайской пустыне левиты несли ковчег Завета, в котором хранились скрижали Торы. И как бы ни казалось нам, что люди несли ковчег, на самом деле «ковчег нес людей», учили мудрецы.
Тот кто, преодолевая страдания, отдает свою жизнь изучению Торы — обретает Тору, ибо, как сказали мудрецы: «Тора, страна Израиля и мир грядущий обретаются через страдания».
Рав Шмулевич самоотверженно отдавал свою жизнь преподаванию Торы, в то время как Тора давала жизнь ему!