Для чего люди объединяются? Какой «общий знаменатель» может сделать их, разных, частью единого целого? Чего ради, на сколько минут, как прочно?..
Отличался ли митинг трех граждан с поллитровкой в подворотне от следующего пассажа Тура? Слова Торы «назовешь (праздник) святым» мудрец пояснил: «Гематрия как у слова «застолье», то есть (освятишь ты праздник) едой и чистой одеждой». И те, и другие пьют и закусывают, да? А чем хуже первомайский утренник да Курбан-байрам такого вот комментария: «И освящусь Я среди сынов Израиля»? Согласно Туру, «гематрия выражения, как у «ведь не произносят Кдушу (освящение Имени) в присутствии меньше, чем десяти евреев». Тут тусовка — и там тусовка…
Большевики отдают честь Мавзолею, христиане крестным ходом прогуливаются, африканцы по барабану в экстазе лупят, болельщики на мячик зыркают… А евреи «собираются общиной, чтобы молиться и восхвалять Б-га, поскольку во множестве народа величие Царя».
Поговорим о целях (зачем?), движителях (что и какою силой людей собрало?) и уровне свободы митингующих. Скажем, увертываться от первомайской демонстрации в СССР было строго не рекомендовано. Как и в нынешней Аравии манкировать мусульманскими празднествами. А в годы, когда верховный еврейский суд, Сангедрин, заседал, соблюдение праздников было вполне обязательно. Сегодня, правда, еврей с ветерком на пляж на «Тойоте» в Шаббат мчится, бутербродом с маслом и колбасой закусывает и вполне убежден, что выбор образа жизни и компании — его личное дело. На партсобрания КПСС, БААС и НСПГ во многих аулах палкой уже не гонят. И остается личный выбор, за который особенно ратуют в демократических странах кандидаты перед выборами.
В общем, движителей для собирания граждан в компанию сегодня четыре. В местах построже — пулемет; повсеместно — привычка, традиция семьи и общества; порой — паника или коллективный восторг; наконец, общая цель. Некогда во владивостокский зоопарк привезли кабаргу — так публика валом валила поглядеть на «снежную женщину». Перепутали граждане «кабаргу» и «старую каргу»…
Общие цели могут быть ситуативными или устойчивыми, материальными («гони суринамцев!», «закрывай атомные станции!») или духовными. Ради совместной молитвы (скорее ответят), речи бродячего проповедника, созерцания «благословенного огня», заклинания духов, обретения просветления, коллективного самоубийства во спасение от власти Антихриста (как у российских староверов XVII века)… Народу много, идеологий и верований навалом.
Так вот, у евреев и здесь все не как у людей. Мы собираемся не для того, чтобы воззвать к Б-гу, послушать лекцию либо весело закусить. Мы собираемся, чтобы исполнить заповедь Б-жественного Закона. И только. То есть, конечно, у людей могут быть дополнительные мотивы. Проголодался. Суббота и Песах — традиционно семейные праздники, время сближения родственников. Во время засухи, войны или эпидемии свитки Торы выносят на улицы, призывают горожан к совместному раскаянию, посту и молитве…
Но — поскольку именно это велит заповедь! Когда «лисы пустыни» Роммеля рвались к Израилю, неделю в трех крупнейших синагогах Иерусалима круглые сутки без перерыва шли молитвы, читались псалмы и отрывки Торы… Помогло (разузнайте о чудесах под Аль-Аламейни). Но помогло не только из-за особенного энтузиазма взывающих (хотя и он необходим). Помогло — ибо именно такой способ просьбы о спасении предлагает Тора. Б-г, Который даровал нам Свой Закон и обязал его выполнять, обещал награду и поддержку соблюдающим…
О неприятном не будем. Ныне времена тяжелые, верить или не верить, жить по высшему Закону или не жить — человеку самому решать. По качеству и количеству ума и совести.
Восхваление, возвеличивание Имени Творца в наших собраниях происходит не потому, что мы поем особенно художественно или тексты наших молитв чрезвычайно возвышенны. И не от особо изысканной еды, хотя готовят еврейские женщины — пальчики оближешь! Мы славим Б-га каждым нашим собранием, словно говоря: «Посмотри, сколько лет среди изгнаний и наветов мы выполняем Твой Закон! Так храни и дальше нас и мир, в котором мы живем! И, пожалуйста, прояви наконец отчетливо на Земле Твои славу, справедливость и милосердие!» И сама такая просьба убедительнее, чем даже слова, которые мы произносим.
2 комментариев к “«Голодранцы всего свиту, в кучку гоп!»”
Обсуждение закрыто.
не скажу за африканцев (хотя ихний Джа это тот же наш Ашем, где-то в чём-то), но христиане ходом ходят ровно ради того же. при всём вашем недюжинном интеллекте, реб Арье, попытки изобразить дело так будто иудаизм, его цели, принципы и т.д., чем-то резко отличаются от иных, тем более прямо родственных ему систем мировоззрения, несостоятельны. христиане себя считают продолжением Израиля, и молятся по сути о том же самом, часто даже теми же словами, из тех же книг взятыми. и кончать с собой евреи тоже умеют; вспомните Масаду. закон Торы даже повелевает предпочесть смерть необходимости осквернить Священное Писание. так что кто у вас \»голодранцы\», неясно.
и чем же российские староверы отличаются от, например, защитников Масады? они такие же \»голодранцы\», как и евреи. и точно так же стремятся исполнять Б-жие заповеди, как они их знают/понимают