Последний шанс. Йом Кипур

В этот день, согласно еврейской традиции, Небесный суд утвердит каждому человеку и целым странам приговор, вынесенный десятью днями раньше, в Рош Хашана, с возможными вариациями в лучшую или худшую сторону, в зависимости от качества «тшувы», душевной работы, проделанной в грозные дни между этими двумя важными датами. В Йом Кипур нам предоставляется последний шанс раскаяться в грехах и заверить Верховного Судью в нашей твердости решимости стать лучше в отношениях с людьми и Б-гом.

День этот указан в Торе как день очищения: «Ибо в этот день искупят вас для очищения вашего: ото всех грехов ваших вы будете очищены перед Б-гом».

И еще сказано по поводу Йом Кипур: «А в десятый день седьмого месяца (т. е. 10 тишрея) – День Искупления: священное собрание да будет у вас, и смиряйте души ваши постом и приносите жертвы Г-споду. И никакой работы не делайте в тот день, ибо это День Искупления, чтобы искупить вас перед Б-гом».

Как рыба в воде

Как бы ни был далек еврей от иудаизма, как бы равнодушно ни относился он к своим корням, один день в году в его душе пробуждается тяга к еврейству, подспудное стремление восстановить связь с предками и их обычаями. Этот день – Йом Кипур. В русской традиции его называют Судным днем, хотя точнее было бы назвать Днем искупления.

Подчиняясь безотчетному внутреннему зову, ассимилированный еврей идет в синагогу, или постится, или, на худой конец, просто отказывает себе в каких-то привычных удовольствиях. В Йом Кипур он инстинктивно отстраняется от своего физического естества и тянется к духовности.

В Йом Кипур мы уподобляемся ангелам. Ангелы близки к Источнику. Так же и мы пытаемся в этот особый день восстановить свою связь с Источником всего живого.

РАМБАМ писал, что Йом Кипур искупает нас. Не действия, совершаемые в Йом Кипур, не пост, не воздержание от привычных удовольствий и даже не покаянные молитвы, с которыми мы обращаемся к Б-гу, а сам этот день; его двадцать четыре часа содержат в себе потенциал искупления. Сам Йом Кипур приближает нас к Источнику.

В мидраше рассказывается о портном, купившем себе рыбу для трапезы перед Йом Кипур. Этот мидраш породил традицию есть рыбные блюда в эрев Йом Кипур. В каждой еврейской традиции, какой бы простой и банальной она ни казалась, скрыты глубокая символика и философская мудрость.

Морские твари начинают свою жизнь в воде и умирают в воде. Их родина и место погребения – одна и та же среда. Они никогда не покидают источник своей жизни.

Другое дело растение. Оно начинает свою жизнь под землей в виде семени, но продолжает существовать в другой среде. В определенный момент оно пробивается из земли в открытое пространство. Растение покидает свой источник и продолжает жить и развиваться в новом окружении.

В Йом Кипур еврейский народ воссоединяется с Источником. Мы возвращаемся в то место, из которого пришли. Подобно рыбе, никогда не покидающей свою среду, мы тянемся в этот день к нашему Источнику. Рыба, которую едят в канун Йом Кипур, и символизирует нашу внутреннюю связь с этим Источником, с Б-гом.

Современное общество ставит во главу угла удовлетворение своих материальных желаний и ненасытную жажду удовольствий. Следуя, порой невольно и неосознанно, общественным стереотипам такого рода, мы все дальше отходим от вечных ценностей Торы, от ее морально-духовного императива.

Четыре стихии – земля, воздух, огонь и вода – соответствуют четырем периодам изгнания еврейского народа. В эти периоды евреи находились поочередно под властью четырех империй древности: Вавилона, Персии, Греции и Рима.

Персидское изгнание соответствует воде. Персия похожа на медведя, беспокойное животное, любящее лакомства и прочие удовольствия.

Мистические источники сообщают, что вода – основа всякого удовольствия. Поедая живущую в воде рыбу перед наступлением Йом Кипур, мы тем самым укрепляем корень еды как явления и одновременно нейтрализуем порочную тягу к удовольствиям. Всякий садовод скажет вам: если корень в порядке, то и ветки будут здоровыми.

«Все обеты, запреты, клятвы, зароки…»

Из всей многообразной и сложной литургии Йом Кипур нам, бывшим советским евреям, больше всего знакома молитва «Кол Нидрей». Это даже не молитва, а декларация отмены всех обетов и зароков. Евреи, облаченные в талиты (ни в один другой день талиты не носят в вечернее время – только в Йом Кипур), читают ее перед заходом солнца под древнюю, мистически торжественную мелодию.

«Кол Нидрей» — это не просто юридическая формула. Она задает тон всему Дню Искупления, психологически настраивая евреев на исповедь, «хешбон-нефеш», наполняет их души священным трепетом.

Но для чего требуется сия декларация? Дело в том, что Йом Кипур не отменяет обязательств, принятых по обету. Невыполненное обещание может помешать искуплению грехов в этот день. Единственный выход из положения — заранее отменить будущие клятвы, которые мы по той или иной причине не сумеем исполнить. Это позволит нам вступить в Йом Кипур без тяжкого груза нарушенных обещаний. Помимо будущих клятв формула «Кол Нидрей» упраздняет также все обещания, которые мы давали в минувшем году, но о которых могли забыть.

Иудаизм очень строго относится к нарушению слова. Тора считает грехи нашей речи более тяжелыми, чем грехи действия: «Говорящий (зло) хуже делающего (зло)».

Многие еврейские законы и обычаи становились объектом клеветы и злобных наветов. Например, вопреки элементарной логике и здравому смыслу антисемиты веками обвиняли евреев в использовании христианской крови при выпечке мацы, хотя Тора строжайше запрещает употреблять в пищу даже кровь животных.

То же самое произошло и с «Кол Нидрей». Вплоть до конца прошлого века христианские богословы утверждали, ссылаясь на эту формулу отмены зароков и злонамеренно искажая ее суть, что евреям нельзя верить на слово, что раввины разрешают им в Йом Кипур обманывать честных христиан. Учтя «критику» юдофобов, евреи-реформисты изъяли «Кол Нидрей» из своих молитвенников, заменив ее псалмом 103 или 130, который они распевают под традиционную мелодию «Кол Нидрей». Но еврейские массы не приняли сей «прогрессивный» эрзац. Ночь «Кол Нидрей» с ее неповторимым эмоциональным накалом глубоко проникла в душу, в генетическую память каждого, даже далекого от Торы еврея.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора