«Нет плохих учеников, есть плохие учителя!» – у этого высказывания, возможно, есть исключения, тем не менее оно подчеркивает значимость роли учителя. Но как может педагог найти подход даже к самому сложному ученику?..
Однажды разбойник Реш-Лакиш увидел мудреца рабби Йоханана, купавшегося в Иордане, рассказывает Талмуд. Проявив огромные усилия, разбойник прыгнул в реку. «Твои силы бы посвятить Торе!» – воскликнул мудрец. Встреча с рабби Йохананом изменила судьбу разбойника, который направил все силы на изучение Торы и стал одним из мудрецов Талмуда…
— Почему, по-вествуя о творении мира, Тора повторяет: «и увидел Всевышний, что это хорошо»? – спрашивал рав Авигдор Миллер (1908 — 2001), который, родившись в Балтиморе, учился в легендарной литовской иешиве Слободка, а в 1944 году стал духовным руководителем иешивы «Хаим Берлин» в Бруклине. – То, что Всевышний «видел, что мир хорош», — это не рассказ, а акт творения!»
Мир стал хорошим, когда Всевышний увидел, что мир хорош. В этом урок для нас всех. Если сотворенный по образу и подобию Всевышнего человек видит добро, то он и творит добро.
Но чтобы увидеть хорошее в людях, необходимо смотреть на них с любовью и, подобно любящей матери, открывать в них скрытые достоинства.
«И увидел Всевышний свет, что он хорош» (Брешит, 1:3). «Свет хорош» — это намек на Моисея, ибо сказано, что после рождения его мать «увидела, что он хорош» (Шмот, 2:1), утверждает Мидраш. Не случайно Моисей обладал особым качеством – видел людей в лучшем свете.
«Добрый глаз будет благословен» (Притчи, 22:9), прославлял Моисея мудрый царь Соломон. Указывая Моисею передать руководство народом его ученику Иехошуа бен Нуну, Всевышний сказал: «Возложи свою руку на него. Однако Моисей возложил на Иехошуа две руки». В этом мудрецы видят пример «доброго глаза» Моисея («Илкут Шимони»).
Возложение рук – это жест, выражающий доверие человеку. Всевышний попросил Моисея возложить на своего ученика одну руку, однако Моисей возложил обе руки, оказав этим ему еще большее доверие! Эта вера учителя вдохновила Иехошуа победить врагов и ввести евреев в Страну Израиля.
В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Однако тот, кто смотрит на другого «добрым глазом», концентрирует свое внимание на достоинствах и игнорирует недостатки. Он верит, что сутью человека являются его достоинства, а недостатки — это лишь внешнее, наносное.
Но не выдаем ли мы желаемое за действительное? Нет, это не фантазерство, а понимание человеческой души. Каждое утро еврей произносит: «Душа, которую Ты дал мне, Всевышний, чиста она!» Осознание того, что Всевышний вдохнул в человека чистую душу, искру святости, вдохновляет нас по-новому смотреть на окружающих. И самое главное, и самое сложное — на самих себя!
«Хотя бы раз в день, когда ты смотришь на другого человека, говори себе: «Я вижу образ и подобие Творца», – советовал рав Миллер. Душа человека наделена бесконечным потенциалом добра, ведь человек – это «образ и подобие Творца»…
Указывая Моисею сосчитать евреев, Всевышний сказал: «Определи их число (дословно — подними голову)» (Бемидбар, 4: 22). Смысл этого указания в том, чтобы Моисей, видя каждого еврея «добрым глазом», поднимал его голову, вдохновляя его верой в себя.
2 комментариев к “Нет плохих учеников…”
Обсуждение закрыто.
Я сложный ученик. Но уже несколько месяцев (а может и всю жизнь) мне не удается найти учителя. В каждую фразу и мысль, которые Вы привели в статье я понимаю и даже могу объяснить техническим языком. Я тщетно ищу мудреца, который бы понимал необходимость излагать священные книги научным языком новой теории. С распространением веры в единого бога и научно-техническими достижениями возникла необходимость отдавать всему человечеству достижения религиозных евреев. Но для этого недопустимы формы и методы мессионерства рава Лейтмана и МАК, хотя они доказывают восстребованость Торы к мире. Помогите!!!
Их число как ни странно не изменилось до наших дней. При условии ассимиляции и галута, не кажется ли Вам что это условия гениального эксперимента по распростронению еврейских генов.
Приведите пример поиска учителя!