Собака бывает кусачей…

Вовсе не от жизни собачьей, но исключительно от человечьей! Сейчас вы в этом убедитесь.

«И боязнь, и страх перед вами будет на всяком звере земном и на всякой птице небесной, на всяком кишащем на земле и на всех рыбах морских. В ваши руки отданы они». Это сказано Ноаху сразу после Потопа. Прежде люди были вегетарианцами, а теперь земля невероятно оскудела, «бешенство от обжорства» прекращается… Ноаху и его потомкам позволено (этими пасуками) использовать животных в пищу. Ему же дана седьмая из обязательных для всех людей заповедей: запрет есть кусок от ещё живого животного.

Говорит книга «Зогар», что животные боялись Адама, поскольку видели в нём «целем и дмут Элоким», Образ и Подобие Б-жье. Но когда люди опустились, они начали опасаться зверей. Настолько, что «хищники стали властвовать над ними». Грех «перевернул в глазах зверей высший образ в нечто подобное им самим». Об этом же сказано в Талмуде: «Не нападёт лев на человека, пока не увидит в нём нечто подобное домашней скотине». И продолжает «Зогар»: «Приди и взгляни, те люди, кто не грешит перед Создателем и не преступает заповеди Торы, сияет их высший образ, как прежде. И теперь, поскольку мир обновился (после Потопа), благословил Создатель Ноаха и его семью тем, что будут бояться и трепетать перед ними звери».

Правда, если Адаму было обещано, что звери станут страшиться и слушаться его повелений, то Ноах удостоился лишь страха, но не непререкаемой власти. Говорит рабби Авраам, сын Виленского Гаона, что когда утерянное возвращается, оно никогда не возвращается в полном объёме. В частности, в перечень «трепещущих» отныне не включены насекомые. Мы видим это воочию: муха или комар чувствуют себя на человеческом лице весьма вольготно. Да и исполнять наши просьбы отнюдь не спешат.

Есть объяснение, что повеление о трепете перед человеком требовалось потому, что выжившие после Потопа звери привыкли к людям, кормившим их в Ковчеге долгие месяцы, и страх пропал. Панибратство, знаете ли…

Очень интересную агаду приводит Раши: слово «хита» (которое мы перевели как боязнь) однокоренное с «хают», жизненность. «Младенца одного дня от роду не нужно (особенно) беречь от мышей, а мёртвого великана Ога — необходимо». Защитой человека оказывается его жизненная сила. Вообще комментаторы долго и тщательно разбираются с двумя словами: «боязнь» и «страх», и выясняют, для чего потребовалось удвоение смысла. Например, первое относится к угрозе отдалённой, второе — к приблизившейся, которую чувствуешь буквально нюхом.

Мне хотелось бы выделить момент, который гениально кратко заострил автор Тиферет Шломо. Само ивритское выражение «боязнь и страх перед вами» можно понять, как «ваши боязнь и страх». Насколько вы боитесь нарушить Волю Всемогущего и трепещите перед Его величием, настолько Он пошлёт боязнь перед вами и трепет перед вашим величием на обитателей животного мира. Так что кусается собака не от её собачьей жизни (как полагают некоторые не слишком «глубокие» демократы), а от собачьей жизни того, кого она кусает! Если вам доставят удовольствие политические ассоциации — милости прошу…

Мудрецы сравнивают народы с животными. «Как могла бы выжить овца (народ Израиля) среди семидесяти волков, если бы не помощь Пастуха?» — спрашивают они. А в чём помощь Пастуха выражается? Ведь мы помним о страшных бедствиях, постигших народ… Правда, не истребивших нас до конца. Но вспомним и случаи чудесного спасения. Например, гибель войска Ассирии под стенами осаждённого Иерусалима. Неожиданный разгром победоносной армии Роммеля у самых границ Израиля… Порой нас выручает прямое милосердие небес. А порой — «звери» сами бегут, увидев Высший образ на нашем народе. Как обещано: «И увидят все народы, что Имя Б-жье наречено на тебе, и убоятся». Зато если они рассматривают «царство священников и народ святой» подобными себе во всём (и, увы, имеют к тому немало постыдных подтверждений)… Выходит, их почтение и миролюбие к нам — в прямой пропорции от нашего почтения и миролюбия к Создателю. n

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора