Окончание. Начало в № 902
— Уважаемый ребе! Почему не принято считать евреем человека, у которого отец, бабушка и дедушка — чистокровные евреи, а мама — нет?
Разве дано знать человеку, кому Вс-вышний вкладывает душу еврея? И разве не было принято во времена Давида и Шломо определять еврея по отцу. Я уже не говорю о фамилии — признаке еврейского Рода, хранимой из поколения в поколение. «Избранный народ» — это ведь Он нас избрал, и это Его промысел. Не кощунство ли судить о еврействе столь ограниченными мерками, как кровь матери? Не станете же вы утверждать, что такой-то имярек не заключил Завета с Ним на Синае. Откуда вам знать? Фарисейство все это, ребе. Многие, уверен, будут вам благодарны, если вы укажете то место в Устной Торе, где говорится об определении еврейства по матери. В Письменной-то этого нет…
Реувен, Израиль
— Перейдем к другим Вашим вопросам (точнее — утверждениям).
«И разве во времена Давида и Шломо не определяли еврейство по отцу?» — пишете Вы.
Нет, не определяли. Те женщины, которых Шломо брал в жены и которые не были еврейками по рождению, проходили гиюр (приняли еврейство). Более того, в Танахе ему, Шломо, делают выговор за то, что он снисходительно отнесся к факту, что некоторые из них продолжали поддерживать отдельные обычаи отчего дома (если бы они не прошли гиюр, повода именно для такого рода выговора вообще не было бы).
Далее Вы пишете о фамилии — «признаке» еврейского рода, который передается из поколения в поколение. Тут Вы совершенно правы. Если человек в течение жизни не разрывал великой цепи, связывающей его с Авраамом, Ицхаком и Яаковом (не нарушал законов Торы о создании семьи), его фамилия действительно — признак РОДА (пользуюсь Вашей орфографией).
Однако Вам, наверное, известно, что в случае, если человек, который носит фамилию Коган, например (что, в принципе, свидетельствует о его принадлежности к коэнам), женится на разведенной женщине-еврейке, его сын, разумеется, — еврей, но, получая фамилию отца (Коган, которая, казалось бы, должна подтверждать, что он — прямой потомок Аарона, брата Моше Рабейну), при этом — уже не коэн, и, увы, потомком Аарона не считается.
Уточню: статус человека определяется не по отцу и не по матери, а по Законам, установленным Творцом мира. Очень прошу Вас вдуматься в эти слова — «установленным Творцом».
И поэтому, отвечая на Ваш последний вопрос, который вы формулируете так: «Не станете же вы утверждать, что такой-то имярек не заключил Завета с НИМ на Синае? Откуда вам знать?», скажу: именно это я и собираюсь утверждать.
Душа человека, родившегося у матери-нееврейки, не заключала союза с НИМ на Синае. И я знаю это потому, что Он так сказал — и в Письменной Торе, и в Устной.
Два замечания.
Первое. Каждый человек может стать евреем. Двери Еврейского Дома открыты. Но если кто-то попробует влезть в него через окно, это может быть неправильно понято жителями Дома (то есть — еврейским народом). Эти двери — искреннее желание приобщиться к Мудрости Всевышнего в том ее виде, в котором она передается из поколения в поколение, желание и готовность жить по еврейским Законам, не стремясь «улучшать или исправлять» их. Пользование надуманными, изобретенными человеком теориями земного производства — не та дорога, которая может привести в Еврейский Дом.
И второе. В моем ответе нет даже намеков укора в адрес тех, кто когда-то вступил в смешанные браки. Потому что считаю, что нет смысла обсуждать, а тем более, осуждать прошлое других людей, их совершенные без злого умысла поступки. Особенно, если речь идет о весьма распространенном в последние десятилетия явлении.
Мне кажется, что каждый из нас может со всей искренностью и честностью направить свои усилия на поиски Истины. А потом, в каждом конкретном случае думать и решать — на основе Мудрости и хеседа (Добра), что делать и как правильно выстраивать дальнейшую жизнь.
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС