На страницах нашей газеты происходит интересная заочная дискуссия глубоко уважаемого Соломона Динкевича с покойным Солженицыным по поводу (в том числе) места евреев в русской истории.
Статья очень правильная, но хочется внести в дискуссию еще один важнейший ракурс.
Выберем одно характерное место.
Солженицын осуждает евреев, что они якобы во время революции из чувства мести устраивали массовое уничтожение народа. С. Динкевич пишет, что Солженицын неправ, потому что у нас в Торе написано: «Не мсти».
В чем загвоздка? Описывая роль и место евреев в истории ХХ века, мы практически почти нигде не рассматривали всерьез религиозных евреев, тех, кто живет по Торе.
Как жили по Торе — революционер Бела Кун (Коэн), расстреливавший людей тысячами или студент Богров, убивший Столыпина?
Посмотрим на наш народ с позиции Торы.
У нас две важнейшие задачи в мире.
С одной стороны мы являемся лидерами во многих областях науки, технологий, бизнеса, искусства и т. п.
Но с другой стороны, Тора говорит нам следующее: главная задача каждого еврея — «тикун мидот», работа над совершенствованием своего характера.
«Идеальный» еврей — одновременно глубоко порядочный и творческий в своей области.
Когда такой еврей оказывается лидером, то его порядочность поможет стать ему настоящим образцом и гордостью нашего народа.
Но у евреев непростая история.
Две тысячи лет галута накладывали на евреев различные внешние ограничения. В Средние века евреи могли заниматься Торой и работать над собой, но нам было запрещено большинство работ в нееврейском мире.
В XIX веке евреям в Западной Европе был открыт доступ к самым разным областям жизни. В России это произошло после революции. Но, увлекшись самореализацией во внешнем мире, евреи отказались от работы над собой с помощью Торы.
Я не скажу, что без Торы любой человек автоматически превращается в негодяя. Но в отсутствие Торы человек может попасть в любую ситуацию, которая будет влиять на его развитие. И в результате среди светских евреев мы видим весь спектр — от глубоко порядочных до отпетых негодяев.
Что в этом страшного? Какой-нибудь простой русский мужик, будучи негодяем, просто напьется и набьет морду соседу.
Талантливый еврей, будучи негодяем, может погубить весь мир.
Советская власть, созданная на терроре и лицемерии, породила спрос и выискивала талантливых евреев именно для этих задач. Именно поэтому в начале советской истории верхние эшелоны ВЧК и НКВД были переполнены евреями.
Когда Тора говорит «Не мсти!», она имеет в виду, что у человека в природе есть желание мстить и что мы должны работать над своим желанием. А когда еврей отбрасывает Тору, то все его природные наклонности окажутся во главе его поступков. И он может начать «талантливо» мстить.
В Америке больше ценился талант к бизнесу, поэтому светские евреи проявили себя в бизнесе. Но… опять же без Торы они могут породить Мэдофа и прочих.
Наша задача как евреев — развивать обе стороны своей личности: совершенствовать свой характер и учиться творческой реализации.
Говорят, что, если бы народы мира знали, они бы поставили вокруг каждого еврея по два солдата с ружьями, которые бы требовали от еврея: «Учи Тору».
Мы понимаем сейчас смысл этой поговорки. Если каждый еврей вместе со своими талантами будет развивать свой морально-духовный мир с помощьюТоры, тогда такие евреи смогут по-настоящему улучшить нашу цивилизацию и при этом не порождать тех персонажей, за которых нам стыдно.
Мы должны отказаться от пагубной политики (или внутренний мир с помощью Торы, или внешний мир).
На самом деле практически ни одно общество не занимается моральными качествами своих членов. В школах учат интеллекту, оставляя мораль семье. Родителей никто не учил, как воспитывать детей. И делается это родителями, в лучшем случае, интуитивно, если вообще у родителей есть свободное время заниматься детьми.
Тора предлагает систему, которая постепенно с детских лет формирует наш характер и при этом помогает развить творческие способности, которые мы можем применить в интересующей нас области.
Опубликовал: Рав Меир БРУК