Сто минус два

«Вы стоите сегодня, все вы, перед Б-гом…» (29:9).

Нет ничего страшнее неизвестности. Дети просят родителей перед сном оставить дверь спальни приоткрытой, чтобы в комнату проникал свет. Скрытая, неясная угроза приводит в оцепенение даже самых отважных. Ведь ее никак не отразишь: откуда нам знать, что она собой представляет? Между тем услужливое воображение подсовывает нам такие кошмары, от которых стынет кровь.

Мидраш спрашивает: какая связь между сегодняшним разделом «Ницавим» и 98 карами, которыми завершился прошлый раздел «Ки Таво»? Ответ такой: «Евреи услышали сто проклятий минус два… Их лица сразу позеленели, и они воскликнули: «Кто может устоять перед этими проклятиями?!»

Сермяжная

правда

«Ибо заповедь эта…не на небесах она» (30:11).

Рабби Элиэзер, сын Гуркана, был любимым учеником рабби Йоханана бен Закая — того самого мудреца, которого ученики вынесли в гробу как покойника из осажденного римлянами Иерусалима и который основал новый Санэдрин в городе Явне, сохранив тем самым Тору и подготовив условия для выживания еврейского народа в рассеянии.

Рабби Элиэзер знал себе цену и непреклонно отстаивал свое мнение, даже если оно противоречило мнению большинства членов Санэдрина. Талмуд (трактат «Бава Мециа») повествует, как в ходе острой дискуссии по вопросу, связанному с определением ритуальной чистоты одной печи, рабби Элиэзер привел все мыслимые аргументы в пользу своего мнения, которые были, однако, отвергнуты его коллегами.

Тогда он сказал им: «Если Галаха на моей стороне, пусть это рожковое дерево подтвердит мою правоту!» И рожковое дерево передвинулось на сто локтей. Но мудрецы заявили: «Нельзя предъявлять доказательство по рожковому дереву».

«Если Галаха на моей стороне, — не сдавался рабби Элиэзер, — пусть этот ручей подтвердит мою правоту!» И ручей потек вспять. Но мудрецы, нисколько не смутившись, заявили: «Нельзя предъявлять доказательство по водному потоку».

«Если Галаха на моей стороне, — продолжал рабби Элиэзер, — пусть стены «бейт-мидраша» (дома учения, иешивы) подтвердят, что я прав!» Каменные стены здания стали прогибаться, но мудрецы и глазом не моргнули: «Нельзя предъявлять доказательства по «бейт-мидрашу».

Тогда рабби Элиэзер сделал многозначительную паузу и медленно отчеканил: «Если Галаха на моей стороне, — пусть сам Б-г подтвердит мою правоту!» С неба прогремел Голос: «Почему вы препираетесь с Элиэзером, ведь Галаха всегда на его стороне?»

И тут рабби Иегошуа встал со своего места и произнес слова из сегодняшнего раздела: «Не на небесах она!» Он имел ввиду, что Тора была дана людям раз и навсегда на горе Синай, и с тех пор даже мнение Свыше не указ в решении галахических вопросов. Поэтому рабби Элиэзер при всем своем величии обязан уступать мнению большинства членов высшего законодательного органа еврейской власти.

Спустя много веков Виленский Гаон попытался вникнуть в суть этого спора: «Почему рабби Элиэзер приводил один за другим все новые необычные доказательства своей правоты, хотя видел, что они не производят никакого впечатления на мудрецов? И, во-вторых, почему мудрецы продолжали участвовать в навязанной им игре, повторяя: «Нельзя предъявлять доказательство по рожковому дереву… Нельзя предъявлять доказательства по водному потоку». Почему сразу не сказали: «Нельзя строить доказательства на чудесах, какими бы впечатляющими они ни были»?

Все мы знаем, продолжал Виленский Гаон, что для глубокого постижения Торы необходимы три качества:

Неприхотливость. Ибо сказано в Мишне: «Путь Торы таков: хлеб с солью ешь, воды пей немного, спи на земле…» (трактат «Авот», 6:4). И еще в Талмуде приведены слова Творца: «Ханина, сын Мой, обходится горстью плодов рожкового дерева от пятницы до пятницы».

Смирение. Говорили мудрецы Талмуда (трактат «Таанит»): «Как вода стекает вниз с высоких мест, так и слова Торы остаются лишь со смиренным, скромным человеком».

Прилежание. «У кого найдешь знание Торы? У того, кто приходит в «бейт-мидраш» рано утром и остается в нем до позднего вечера» (талмудический трактат «Эрувин»).

Эти три ценных качества открывают двери в кладовую Б-жественной мудрости. Всеми ими сполна обладал рабби Элиэзер. Потому-то галахические законы и устанавливались по его мнению.

Первое доказательство — передвижное рожковое дерево — напомнило членам Санэдрина о непритязательности рабби Элиэзера. Но они не приняли его довода, поскольку это качество еще не гарантирует безошибочность в решении галахических вопросов.

Тогда рабби Элиэзер призвал на помощь ручей, чтобы вода сообщила о его редкостном смирении. Но и этот аргумент был сочтен недостаточным. Третье сверхъестественное явление — прогибающиеся стены дома учения — должно было свидетельствовать о несравненной работоспособности и прилежании рабби Элиэзера, о многих часах, отданных изучению Торы.

Когда мудрецы отвергли и этот аргумент, рабби Элиэзер обратился за помощью к самому Творцу вселенной. Именно тогда рабби Иегошуа подвел черту под дебатами: «Не на небесах она».

Чтобы лучше понять эти слова, обратимся к сборнику комментариев на Пятикнижие «Мидраш Рабба». В нем сказано: когда Б-г решил создать человека, качество «хесед» (милосердие) согласилось с этим решением, а «эмет» (правда) возразило: «Но ведь человек будет сосудом лжи».

Тогда Б-г сбросил «эмет» на землю, как сказано в одном из псалмов: «Правда из земли прорастет, а справедливость с небес взглянет» (Теилим, 85:12).

Какая идея скрыта в этом мидраше? Хотя в мире существует только одна абсолютная правда, она так далека от нас, так глубоко скрыта под толщей сомнений и противоречий, что практически ни один человек не может добраться до нее. Вот почему качество «эмет» возражало против сотворения человека: ведь он «будет сосудом лжи».

Б-г низвергнул «эмет» на землю, чтобы дать возможность людям, точнее, мудрейшим из них, создавать правду по своему усмотрению, пользуясь правилами, которые были переданы Моше-рабейну на горе Синай, и не оглядываться на Высшую истину, монополизированную Б-гом.

Именно поэтому, когда Небесный голос вступился за рабби Элиэзера, достигшего этой абсолютной правды благодаря своим выдающимся личным качествам и таланту, рабби Иегошуа категорично заявил, что Тора «не на небесах».

Б-жественный Глас может сообщать абсолютную, высшую истину, но сама Тора дает мудрецам исключительное право решать здесь, на земле, что правда и что ложь. В разделе «Шофтим» прямо сказано: «Точно делай все, как они укажут тебе» (17:10). Поэтому в случае сомнений последнее слово всегда остается за мудрецами, за большинством в Санэдрине, даже если им противостоит любимец Б-га Элиэзер Великий.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора