От материи к мистике

Особенность еврейской мудрости заключается в том, что за каждым физическим событием, используемым традицией, стоит духовная сила. В еврейском календаре есть 4 новых года.

Изначально каждый Новый год создавался с прагматичными целями.

Новый год деревьев — 15 швата — использовался, чтобы знать, как отделять десятину от урожая с плодовых деревьев, выращенного в течение года.

Новый год животных — 1 элула — использовался, чтобы отделять десятину от домашних животных, родившихся в течение года.

Новый год человека — 1 тишрея — использовался для отсчета 7-летних и 49-летних циклов.

Новый год царей — 1 нисана — использовался в юридических документах для того, чтобы однозначно записывать, какой год царствования очередного царя был во время выписывания документа. При этом Новый год царей перестал использоваться, когда евреи стали частью Персидской империи, и в юридических документах использовались даты, принятые во всей империи.

Остальные праздники перестали быть актуальными после начала римского изгнания, когда евреи потеряли связь с землей.

Но… очень важно понимать, что за каждым прагматическим аспектом стоят духовные процессы и все вышеупомянутые даты сохранили свою актуальность в духовно-мистическом смысле.

В Средние века Аризаль возродил празднование Нового года деревьев — Ту би-Шват.

Он подчеркнул сравнение человека с деревом. Человек, как и дерево, приносит плоды в этот мир (хорошие дела и дети). Человек имеет духовные корни. Он тоже периодически «впадает» в духовную спячку и выходит из нее. Так же, как соки начинают течь по стволу дерева, невидимые снаружи, так и в человеке начинается внутреннее духовное пробуждение. Седер Ту би-Шват помогает «включить» человека.

То, что Новый год животных начинает месяц элул, а через месяц мы приходим к Судному дню — Новому году человека имеет глубокий духовный смысл.

Согласно нашей традиции, мы должны посвящать месяц элул осмыслению своей жизни и подготовке к Рош Хашана. На языке символов мы стартуем с состояния животного (поэтому 1 элула мы празднуем Новый год животных) и возвышаемся до уровня человека (заканчиваем месяц Новым годом человека).

Человека от животного отличает умение обдумывать свои поступки и анализировать их. Так что мы получаем в месяце элул отрезок между «животным» и «человеком» в самих себе.

Новый год царей мы празднуем 1 нисана. Нисан — месяц выхода из египетского рабства. И «финишная прямая» этого выхода — 1 Нисана.

Что означает символ «царя»? У каждого человека есть животное начало. У обычного человека оно командует поступками человека, вынуждая его выбирать следование интересам животного. Это состояние называется рабством. Выход из рабства символизирует, что мы научились подчинять свое животное начало и сами можем теперь командовать им. Царь — это командующий, правящий своими подчиненными.

Человек, который командует своим животным началом, активирует функцию царя в своем внутреннем мире. В этом, кстати, и заключается избранность еврейского народа.

Человек зачастую живет под властью животного начала, мы же можем поставить и реализовать в себе гораздо более возвышенные цели.

Еврей произносит: «Моя животная природа проявляется во мне в виде вспыльчивости и неуравновешенности. Моя задача взять верх над этими животными проявлениями во мне, изменить характер».

И еврей с помощью выполнения заповедей и сознательной работы над собой поднимается над своими недостатками в характере.

Еврейская избранность — не право, а обязанность человека работать над собой.

И месяц элул мы посвящаем анализу своих успехов в этой работе.

Чтобы к Рош Хашана прийти с пониманием, что сделано, а что предстоит сделать.

И Вс-вышний в Рош Хашана выделяет «ресурсы» на следующий год, чтобы человек смог лучше выполнить план по собственной духовной трансформации.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора