Оказывается, большим пристрастием к ювелирным украшениям отличались не только дамы. Мужчины — страстные почитатели ювелирных украшений — тоже вошли в историю, отметая всевозможные представления о правилах приличия.
Желание покрасоваться на публике, демонстрируя драгоценные безделицы, приписывали многим знаменитостям. Среди них — Калигула, испытывавший прямо-таки болезненную страсть к украшательству. Ему удавалось надевать на себя по нескольку килограммов драгоценностей. Драгоценными камнями были украшены даже сандалии императора.
Подобными пристрастиями прославился король Польши Август II Сильный. Все носимые им аксессуары были украшены золотом, алмазами, драгоценными камнями. Ножны, эполеты, шпаги — все было щедро инкрустировано, а за знаменитый зеленый бриллиант «Дрезденский» заплачено 4 тонны золота. Над неповторимым дизайном украшений трудился придворный ювелир начала XVIII века Иоганн Динглингер.
Большим любителем запонок, да и ювелирных украшений вообще, был последний представитель династии Романовых — Николай II. Николай вел тщательный учет всем своим драгоценностям.
Кстати, настоящий бум популярности мужских украшений пережила Европа в XVIII веке. Мужчин охватила настоящая ювелирная лихорадка. Кружевные жабо, сияющие пряжки, перстни, эфесы шпаг, кинжалов — всеми этими атрибутами украшали себя мужчины-модники. Позвякивающие золотые брелоки привлекали внимание к неотразимому внешнему виду кавалера. Подтверждением этому факту, вероятно, послужила известная история «о подвесках» Александра Дюма. Только в начале ХIХ века ювелирные страсти поутихли. В моду вошли сдержанность и хороший вкус. Модники стали носить не более одного-двух украшений.
Известное стихотворение Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман» повествует о его любимом перстне-печатке. Достаточно крупное кольцо с сердоликом, украшенное восточной вязью на древнееврейском языке «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память», досталось в дар от Елизаветы Воронцовой перед ссылкой в Михайловское в 1824 году.
Пушкин приписывал перстню удивительные свойства. Письма запечатывались сургучом с отпечатком камня. Уверенность в том, что перстень хранит его, не покидала поэта до конца дней. Он никогда не снимал его с руки. Сердоликовый перстень на руке Пушкина запечатлен на известном портрете Тропинина. Во время роковой дуэли перстень находился при нем. Перед смертью перстень с сердоликом был подарен Василию Жуковскому. Затем сын Жуковского передал его Ивану Тургеневу, а тот, в свою очередь, завещал Льву Толстому. Но, по иронии судьбы, кольцо ему так и не досталось.
Полина Виардо отправила кольцо в качестве экспоната в Александровский лицей, в музей Пушкина. В 1917 году кольцо было украдено вместе с другими экспонатами.
Татьяна Рутенко,
«Культура, искусство, история»