А если бы это были макароны?.. Шутка из старого фильма пришла в голову после прочтения статьи В. Новодворской «До последнего патрона», напечатанной в Вашей газете в рубрике «Мнение аналитика». Новодворская — аналитик? Не смешите меня.
Признаюсь честно: никогда не питал добрых чувств к Валерии Ильиничне. Считаю её фигурой незначительной в политическом истеблишменте России, воинствующий дилетант, мало что смыслящий в политике и экономике. Отреагировать же на упомянутый выше пассаж в «ЕМ» меня вынудили два обстоятельства. Первое, как ни странно, не нападки на Л. Радзиховского (об этом позже), а циничная, я бы сказал, зоологическая позиция по отношению к народу (затёртое слово!), к людям, которые терпеливо кормят эту почтенную даму, не создавшую в жизни ни грамма материальных ценностей.
«Россия — это мы… В России 5 процентов русских, варягов, викингов… Остальные — пресмыкающиеся, амебы и инфузории-туфельки…» (Представьте себе, как содрогнулись бы викинги, увидев своего самозваного потомка…) По мере того как от одиозной, поднадоевшей всем фигуры Новодворской отворачиваются разные программы и издания, процент «настоящих россиян» в её высказываниях катастрофически уменьшается. Раньше в оценках Валерии Ильиничны звучало «агрессивно-послушное большинство», затем 80 % этих туфелек. Очевидно, тогда в числе 20 % «чистых арийцев» был и Леонид Радзиховский. Сегодня же, после ужесточения рейтинга, и он не попал в число избранных.
… Теперь о комментариях г-жи Новодворской к «дуэли» Л. Радзиховского и В. Шендеровича. Оставим в стороне смешной комплимент в адрес последнего — «великий русский сатирик», предтеча которого ни мало ни много сам Салтыков-Щедрин! Надеюсь, Виктор Анатольевич, как приличный человек, если не женится на В. И., то хотя бы в ответ назовёт Ильиничну Верой Засулич российской демократии.
Но шутки в сторону. Обратимся к сути темы — дуэли между двумя мэтрами слова без дела. С одной стороны свято ненавидящий российскую власть и всячески поносящий её в хвост и в гриву юморист, сатирик, писатель, телеведущий и т. д., и т. п. Виктор Шендерович. Роднит его с Новодворской стабильно слабое знание существа предмета спора, но искренняя убеждённость в волшебной силе пустопорожней словесности. С другой стороны, Леонид Радзиховский, также испытывающий к российской власти отнюдь не радужные чувства. Однако умный и тонкий аналитик Радзиховский, Леонид не ставит задачу злословить, а даёт читателю (зрителю) именно то, чего от него ждут — пусть и субъективной, но оценки происходящего, исходя из реальности, а не из мнимых прожектов. При этом Радзиховский бывает и ядовит, и циничен, и беспощаден в выражениях этой самой оценки.
Здесь, как и у Новодворской, напрашивается сравнение из Ильфа и Петрова: Корейко избивает напавшего на него Балаганова, «вкладывая вековую ненависть богача к грабителю». Валерия Новодворская набросилась на Радзиховского, вкладывая вековую неприязнь досужего болтуна к толковому и знающему профи.
… Есть поговорка — «двое в драке, третий в…» ну, скажем так, в сторонке. Г-жа Новодворская влезла в драку и очень этим горда. Было бы справедливо, если бы редакция «Еврейского Мира» опубликовала моё письмо, хоть я и понимаю, что оно совсем не в масть редакционной направленности. Но ведь Радзиховский тоже «наш человек!».. И в заключение. Я не знаю, кто сейчас патронирует г-же Новодворской, но разделяю её опасения — последний маргинальный «патрон» не за горами.
Соломон Калуев, Нью-Йорк
От редакции
Уважаемые читатели!
Предлагаем вашему вниманию «взгляд со стороны» на известного независимого аналитика, историка и просто порядочного и бесстрашного человека Валерию Новодворскую.
Хотелось бы узнать ваше мнение. Ждем.