Ну, не кукушки — этот странный закон относится только к кошерным птицам. «Если встретится тебе на дороге птичье гнездо, на любом дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать возлежит на птенцах или яйцах, не бери мать на сыновьях. Отсылая отошли мать, а детей возьми себе, чтобы хорошо было тебе и продлились твои дни». Один из «хуким», непостижимых законов Торы — «повелений Великого Царя».
Конечно, некая затянутость, как бы «косноязычность» фраз не случайна — именно в ней зашифрованы основные детали закона. Так, «отсылая отошли» означает, что наседку, возвращающуюся к гнезду, надо отсылать «хоть сто раз». Пока она рядом, брать птенцов нельзя, поскольку это сильно травмирует птицу. Тора разрешила использовать животных — но не издеваться! Ещё — отошли руками, взявши за крылышки или за лапки (об этом мудрецы Талмуда спорят) — но не криком. Не можешь подрезать ей крылья — птица должна летать. «Встретится» — значит, домашняя птица не годится. Вдруг мы узнаём, что мужчина, разводящийся с женой, обязан позаботиться о детях: «отошли мать, но детей возьми себе».
А вообще, деталей и споров здесь множество, о заповеди книги написаны! К примеру, дискутируют, должен ли человек её исполнять, если не собирается брать себе птенцов? Можно, впрочем, поднять их на «тефах» (около 10 см.), совершая акт символического приобретения, и положить обратно.
Здесь озвучивается множество тончайших принципов Закона. Например, имеют ли вообще заповеди Торы постижимый человеком смысл, или должно их исполнять просто как волю Вездесущего? Рамбам и Рамбан пишут, что «мы придерживаемся мнения, что заповеди имеют смысл и мы обязаны, насколько это возможно, проникать в их значение».
А вот «технический» спор. Если заповедь запретительная, «не делай», связана с повелительной (делай то-то), то с какого момента считается, что человек нарушил запрет? Предположим, некто взял себе и наседку, и птенцов — должен ли он быть наказан, пока мать жива? Ведь её ещё можно отослать! Или подрезал ей крылья — но ведь перья подрастут, и птица сможет летать! А может быть, проступок совершён (и завершён!) именно в момент, когда гражданин зацапал всю пернатую семью? Конечно, он и потом обязан исправиться, но это уже совсем другая история. И так далее…
Теперь обратимся к смыслу закона. Мудрецы приводят несколько идей, заложенных в заповеди и объясняющих грандиозные «бенефиты» от её исполнения. Ведь авторитетнейший сборник мидрашей «Мидраш раба» среди наград перечисляет: если не было у тебя детей, Творец даст их тебе, и приблизит приход Машиаха и пророка Элиягу!
Одна из граней ответа: корень всего дурного в мире — эгоизм, особенно страсть к личному приобретательству. А тут человек отказывается от присвоения (наседки) ради того, чтобы она могла в будущем вывести ещё птенцов, то есть для общего блага. Значит, награда ему — мера за меру, и он сможет вырастить детей для служения Всеединому, приблизив тем всеобщее Освобождение!
Ещё аспекты: человек воспитывает в себе милосердие, не пренебрегая даже переживанием случайной птички. Заботится о полноте и устроенности мира — ведь тот, кто убил сразу мать и детей, словно бы истребляет целый вид, нарушая связь поколений. А за то, что участвует в продолжении жизни (хотя бы не разрушая), человек награждается детьми и долголетием… Проявляя акт такого, казалось бы незаметного, милосердия, ты пробуждаешь милосердие в мире — способом, какого хочет Создатель. И добро и милость прольются в мир!
Согласитесь, однако, что всё это выглядит несколько несоразмерно. Поэтому затронем хоть краешком «мистический», сокрытый подтекст заповеди. Мидраш поясняет, что «мазик», вредоносная сила, перемещается по воздуху — и заповедь отсылания наседки защищает от него. Ещё поэтически повествует книга Зоар, как взволнованная мать летит с жалобой к ангелу птиц своего вида, и тот, поддержанный сродственными ангелами, обращается к Творцу. «Зачем Ты дал повеление, от которого страдают наши подопечные?!» А Тот восклицает: «Но почему же вы не просите также за моих детей, разбросанных по миру?! За разрушенноё гнездо Шехины, Высшего Присутствия (Храм) — ведь она называется Матерью мира?!» И также «матерью» названа Бина, высший разум и постижение — но где же пророчество, Мой высший дар людям?!
После Зоар приводит долгую символическую историю о будущем раскрытии Машиаха. В ней многократно присутствует духовная сфера, именуемая «птичьим гнездом». Там временами прячется Машиах, там сокрыты духовные прообразы всех угнетателей Израиля, образ разрушенного Храма… А «птенцами» зовутся дети, изучающие Тору. На их «дыханиях стоит мир» и их заслугой он придёт к совершенству.
Право, мы основательно вышли за рамки статьи, и потому вместо урока — стих.
«Мы все птенцы, а этот мир — гнездо,
И Б-жий дух нас бережёт крылами.
А у гнезда бесчинство и раздор,
И скрыто небо сосен куполами.
Остановись, беспечный человек,
И отошли в полёт земную птицу —
И побегут полоски по траве:
Так вечный мир в своём
гнезде лучится!»