
Историк Виктор Дэвис Хэнсон.
71-летнего Виктора Дэвиса Хансена считают консервативным политическим комментатором, а также историком войн и классицистом, то есть специалистом по античности. Этой теме среди пары десятков книг Хансена посвящена добрая треть, от «Война и сельское хозяйство в Древней Греции» 1983 года до романа «Конец Спарты» 2011-го.
К истории как уроку современной политики Хансен обращается постоянно и последний раз сделал это в статье «Прощай, статус кво, Дон меняет сценарий», опубликованной в газете The New York Post 21 июля. Под «Доном» он имеет в виду нашего 47-го президента, который за первые полгода второго срока решительно изменил многое, что стало привычным. Хансен начинает с такого понятия, как ежедневное количество попавших к нам нелегалов, которые при его предшественнике Байдене пользовались нашей южной границей, как проходным двором в страну. Это явление просто исчезло, пишет Хансен, «благодаря здравому смыслу в применении существующих иммиграционных законов и приходу нового президента».
То же самое можно сказать о наших вооруженных силах, желающих поступить в которые становилось угрожающе меньше. А в Пентагоне это объясняли сменой поколения, ожирением молодежи, наркотиками и конкуренцией с частным сектором, работать в который идут охотнее, чем служить в армии. Всего за полгода это изменилось, и новобранцев стало почти в норме, хотя СМИ об этом помалкивают. И тоже всё просто – новый Пентагон отказался от программ DEI (Diversity, Equity, Inclusion — Разнообразие, Равенство, Инклюзивность), направленных на создание более справедливой и равноправной среды для всех людей, особенно для тех, кто исторически был недопредставлен или дискриминирован. Эти программы якобы добивались обеспечения равных возможностей для всех, независимо от расы, пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, инвалидности или других характеристик. Началось это чуть ли не с Гражданской войны, и такие программы не только в армии то вспыхивали, как правило, при президентах-демократах, то угасали при республиканцах, которые считали их не борьбой, а потворством расизму.
В 2011 году президент Барак Обама указом № 13583 подтвердил желательность таких программ, а 20 января 2025 года едва пришедший к власти президент Трамп назвал DEI «незаконными и аморальными дискриминационными программами», распорядившись через три дня отменить их. Хансен поясняет, что этот ларчик открывался просто, и «новый Пентагон перевернул старую систему, заверив сельских американцев среднего класса, особенно белых мужчин, что они вовсе не системные расисты». Их стали принимать в армию, включая боевые подразделения, где доля погибших в Ираке и Афганистане вдвое превышала демографическую. Возможно, Хансен опирался на данные своей первой книги, и у древних греков с призывом обстояло примерно так.
То же самое можно сказать про новые отношения Соединенных Штатов с НАТО. Запугал ли Трамп членов Североатлантического договора, или они сами запугали себя перспективой российской экспансии, но подавляющее большинство 32-х стран-участниц согласились выделять в фонд НАТО по 2% своего ВВП, а со временем вносить до 5%, как того потребовал Трамп, в очередной раз заявив, что его страна не дойная корова мира. Да и НАТО стало другим. «Известные своим нейтралитетом Швеция и Финляндия, вышли на первый план, вооружась дo зубов, — написал Хансен, — а улыбающийся генеральный секретарь НАТО даже назвал Дональда Трампа ‘папочкой’ договора. Или взять Иран, который Виктор Дэвис Хансен называет «неукротимым, всемогущим теократическим бичом Ближнего Востока последних 50 лет». За эти полвека Иран сам не воевал, действуя против своего главного врага, Израиля, через террористов ХАМАСа, “Хизбаллы” и хуситов, большинство которых сейчас нейтрализованы. У Ирана фактически не осталось ни ВВС ни ВМС, ни ПВО, ни хваленой программы разработки и получения ядерного оружия. По мнению Хансена, безопасность Ирана зависит только от решения США или Израиля (а точнее, Израиля с разрешения США) нанести решающий удар, «уничтожить ракеты, ядерные объекты, генералов или теократов».
Войны в Украине Хансен в своей статье не касается, очевидно, не видя здесь судьбоносной роли Трампа как миротворца. Зато, переходя с внешней политики нашего президента на внутреннюю, он напоминает, что экономисты сулили нам к этому лету рецессию, гиперинфляцию, обвал биржи, рост безработицы и глобальную «тарифную» войну. Эти прогнозы, как заявил в свое время Марк Твен по поводу слухов о его смерти, оказалась сильно преувеличены: наш ВВП стабилен, биржа достигла рекордного максимума, уровень инфляции в апреле был самым низким за четыре года, а безработица остается на уровне 4,1% (хотя общее число занятых в несельскохозяйственном секторе увеличилось на 147 тысяч). Торговые партнёры пересматривают свои профициты с Соединёнными Штатами, пытаясь сохранить присутствие на нашем рынке. После принятия закона о бюджете, проект которого его автор Трамп назвал «Большим и Красивым», обозначенные там снижение налогов, дерегулирование и энергетический курс по принципу «Бури, детка, бури», вместо «Нового зеленого курса», а также потенциальные иностранные инвестиции на сумму от 8 до 10 триллионов долларов стимулировали, а не отпугнули бизнес.
Едем дальше, предлагает Виктор Дэвис Хансен, и переносит нас в кампусы престижных вузов, выпускники которых купались в почёте и уважении к их дипломам, а кампусы давно стали источниками пропалестинской смуты и антисемитизма. После того как при Трампе исполнительная и законодательная власть получили новые векторы, это высокомерие притихло, смутьяны примолкли, некоторые ректоры университетов с позором ушли в отставку, а кампусы отказались от неподчинения решениям Верховного суда США о гражданских правах. Сейчас, написал Хансен, «там в панике из-за публичного разоблачения их системного антисемитизма… и пытаются оправдать свою узаконенную идеологическую предвзятость, очевидные схемы получения прибыли и массовую вербовку богатых иностранных студентов из нелиберальных режимов. А некогда могущественные университеты Лиги плюща смиренно заключают сделки с правосудием, чтобы спасти свои финансовые шкуры и, как можно надеяться, вернуться к своей истинной миссии беспристрастного образования» Сильно, конечно, сказано, но ведь автор не только публицист, но и романист, которому не безразлично и то, что тварится в мире трансгендеров, где биологические мужчины перестают доминировать в женском спорте и из героев становятся тиранами.
«Последние несколько лет, — резюмирует Хансен, — мы жили в вымышленном мире ‘голого короля’. Люди знали, что рассуждения истеблишмента абсурдны, а наши так называемые эксперты просто смешны. Но мало у кого хватало смелости крикнуть ‘король-то голый!’, чтобы развеять эти фантазии. Когда же они, наконец, это сделали, реальность вернулась». Это с одной стороны, с которой первые полгода второго президентского срока 79-летнего республиканца Дональда Трампа сплошь увиты розами побед на фоне роста благоденствия и благосостояния тех, кому это положено. С другой стороны, не стихает критика Трампа, прежде всего, за то, что он Трамп, у котрого отекают ноги, что при нем с нелегалами обращаются просто бесчеловечно, хотя они тоже люди, его указы не исполняют, его кабинет попрекают некомпетентностью, а моя коллега Елена Гинстлинг с сожалением констатирует, что в ларьке на углу Бродвея и Вест 85 стрит в Манхэттене, рядом с ее домом, из продажи исчезли персики. В ларьках у меня в Квинсе персиков завались, зато бензин не дешевеет.
Дон Бонгино. Фото: thehill.com
Да что там персики, на днях на официальном сайте замдиректора ФБР Дона Бонгино появился его пост о том, что Бонгино готов открыть народу страшную правду, о которой ему стало известно по службе. «За время работы заместителем директора ФБР, — написал он, — я неоднократно сообщал, что происходят вещи, которые, возможно, не сразу заметны, но они происходят. То, что я узнал в ходе наших тщательно подготовленных и необходимых расследований упомянутых выше вопросов, потрясло меня до глубины души. Мы не можем управлять Республикой таким образом. Я уже никогда не буду прежним, узнав то, что узнал». В прошлом 50-летний Бонгино был полицейским Нью-Йорка и агентом федеральной Секретной службы, где, в частности, охранял президентов Буша-младшего и Обаму, но в народе он больше известен как радио- и телекомментатор. На канале Fox News он был частым гостем программ Шона Хеннити и Марка Левина. В 2012 году республиканец Дон Бонгино выдвинул свою кандидатуру в Сенат США от Мэриленда, но проиграл сенатору-демократу Бену Кардину. «Мы проведём справедливые и надлежащие расследования по всем правилам и в соответствии с законом, — подчеркнул замдиректора ФБР Бонгино в своем посте на платформе Х. — Мы получим ответы, которые мы все заслуживаем. Как и в случае любого расследования, я не могу предсказать, чем оно закончится, но могу обещать вам честную и достойную попытку установить истину. Не «мою правду» или «вашу правду», а ПРАВДУ». Скорее всего, к Трампу это прямо не относится, а касается наследия педофила Джеффри Эпштейна, но где розы, там и шипы.
Александр Грант




