Сынок, пока писалась и готовилась эта книга, мы с тобой совершили алию из России в Израиль, стали жить на Святой Земле. Здесь повсюду строят и, как водится, мусор летит в разные стороны. Иногда его так много, что перед глазами — сплошной туман, не знаешь, куда двигаться. Да вот пример: миллионер, который поддерживал одну йешиву, вдруг перестал это делать. Он сильно обеднел. Наверное, вместо трехсот миллионов у него осталось всего двести пятьдесят. Он стал экономить и сообщил руководству йешивы, что не сможет больше ей помогать.
Студенты и учителя не знали, что делать. Кто-то предложил заняться поисками нового миллионера. Мы от всей души желаем им удачи. Чем еще мы можем им помочь? Разве что рассказать историю про бабушку Голду-Лею.
В том же самом Пинске, что стоит на берегу Припяти, жил небогатый портной по имени Залман-Гирш. У него была жена, Голда-Лея, которая зарабатывала на хлеб тем, что принимала у женщин роды. У нее была любимая мицва — бикур холим, посещение больных. Лишь только она узнавала, что какой-то бедняк заболел, как тут же бросала все домашние дела и отправлялась его навещать. Мужа она тоже с собой брала (может, он потому и не мог никак разбогатеть, что его все время отрывали от работы) и, если одежда больного или его детей нуждалась в починке, он тут же брался за нитку с иголкой. А сама Голда-Лея стирала, готовила обед, мыла детвору — словом, делала все, чтобы этот еврейский дом оставался по-прежнему теплым.
Она была еще нестарая женщина, но люди называли ее бабушка, может, потому, что большая часть здешней детворы появилась на свет с ее помощью. Кроме ухода за больными, Голда-Лея, тоже не за плату, работала в микве, куда еврейские женщины должны погружаться раз в месяц. Где женщины, там и разговоры, однако разговоры бабушки были особыми. Она терпеть не могла сплетен! Вместо того, чтобы узнать, кто какое платье пошил, а кто поругался с мужем, женщины, приходившие в микву, слушали истории о еврейских праведницах или о том, какие тонкости есть в соблюдении лежащих на них заповедях. Перед расставанием Голда-Лея предупреждала:
— Женщины, надо сначала подумать, а потом открывать рот. Знайте, что болезнь и здоровье находятся на кончике вашего языка! Говорите спокойно и с любовью, тогда вы получите покой и любовь…
Сынок, догадайся, почему самые горластые и сварливые еврейки, которые в очереди у колодца могли даже замахнуться друг на друга коромыслом, слушали Голду-Лею, кивая и опустив глаза к полу? Потому что люди давно обратили внимание: все, что бабушка говорит, сбывается. И если она благословляла женщину, чтобы та родила здорового мальчика или девочку, то через недолгий срок счастливые родители приходили благодарить ее.
Вскоре бездетные женщины потянулись к хозяйке миквы со всех окрестных местечек. У большинства из тех, кто стучался в ее дверь, рождались дети, возвращалось здоровье, прекращались ссоры в доме.
Благодарные женщины пытались давать ей подарки и деньги, Голда-Лея возмущалась:
— Всевышний помог вам, а я буду получать за это плату?!
Тогда одной из счастливых матерей пришел на ум удачный ответ:
— Так возьми эти деньги для Всевышнего, Благословен Он!..
И тут Голда-Лея не смогла ответить отказом. Еду и вещи она относила больным беднякам, а деньги отдавала в новую йешиву, где учились молодые парни, еще не вставшие под хупу. Чем дальше распространялась слава бабушки, тем больше становилась эта йешива. Ее стали называть йешива Голды-Леи.
Видишь, сынок, иногда не нужно искать богача для того, чтобы помочь людям учить Тору. Иногда Всевышний посылает помощь руками бедняков. Миллионера нет, а деньги есть — слышал ли ты о таком когда-нибудь?
Из книги Эзры Ховкина «Странствия Боруха»