Высадка генерала Дугласа Макартура на Филиппинах. Фото: journal.foto.ua
«Как рассказчик в изображении, фотожурналист регистрирует не только само действие, но и его сущность. Он — историк и социолог. Он создаёт первый международный язык для человечества, общую изобразительность. В его картинах люди видят себя с ясностью, которую они раньше не знали».
Это творческое кредо принадлежит выдающемуся американскому фотожурналисту Карлу Мидансу, которому он следовал всю свою долгую карьеру визуального «историка и социолога» крупнейших исторических событий ХХ столетия. Он фотографировал основные события в США, Европе и Азии.
Миданс принадлежит к поколению американских фотографов — документалистов, которые стремились запечатлеть реальный мир, внося в его изображение своё отношение к тем политическим, социальным и культурным изменениям в обществе, свидетелями которых они оказались по воле судьбы. Где бы и что бы он ни фотографировал, зритель ощущает в каждом его снимке взгляд художника-гуманиста, сострадательно воспринимающего происходящие события.
Карл Миданс родился в Бостоне в еврейской семье во втором поколении эмигрантов из России. Его отец был гобоистом, а дед — переплётчиком книг. Закончив школу в Медфорде (окрестности Бостона), Карл поступает в Бостонский университет на факультет журналистики. В студенческие годы он изучает и основы фотографии, увлекается светописью. В 1930 году, окончив университет, Миданс начинает сотрудничать с газетами Boston Globe и Boston Post, становится штатным публицистом ежедневной нью-йоркской газеты Уолл-Стрит American Banner.
В 1931 году Миданс приобретает 35-миллиметровую камеру Contax, аналогичную малоформатной камере Leica, к этому времени хорошо зарекомендовавшую себя в документальной фотографии работами Альфреда Эйзенштадта, Бена Шона и Уолкера Эванса. В обеденный перерыв он покидает редакцию и фотографирует уличную жизнь. Вскоре Миданс уже рассылает свои фотографии в газеты и журнал Time. Он стал основоположником нового типа журналиста, владевшего как пером, так и камерой, дополняющих друг друга.
Но подлинной школой фотожурналистики для Миданса стала работа в FSA (Farm Security Administration), одной из организаций, созданных правительством Франклина Рузвельта для изучения и оказания помощи фермерским хозяйствам, находившимся в бедственном положении во время Великой депрессии. Информационным отделом FSA руководил экономист и фотограф Рой Страйкер, оказавший, по словам Миданса, значительное влияние на него. Страйкер образовал группу фотографов, куда вошли такие будущие знаменитости, как Уолкер Эванс, Доротея Ланге, Артур Ротштейн, Руссель Ли. Среди них был и Карл Миданс. Он одним из первых фотографов посетил южные штаты, фотографировал хлопковые плантации, рабочих. В штате Огайо документировал жизнь маленьких городов. Снимая распространившуюся повсюду бедность, трущобы, Миданс показал реальность Депрессии. Его фотографии ярко комментировали необходимость радикальных реформ.
Ко времени создания Генри Льюсом журнала Life в конце 1936 года (первый номер вышел 23 ноября) Миданс был уже опытным фотожурналистом. Вслед за Альфредом Эйзенштадтом, Маргарет Бурк-Уайт, Питером Стекнулом и Томасом МакЭвойем, Миданс становится пятым штатным фотографом журнала. Более ста фотографов сделали Life великим американским журналом ХХ столетия. Карл Миданс работал в журнале Life около сорока лет. Разъезжая по стране по заданию журнала, о ком или о чём только ни делал Миданс фоторепортажи: от знаменитостей Голливуда до загонов крупного рогатого скота.
В 1938 году Миданс женится на Шелли Смит, аналитическом обозревателе Life. Они стали первой журналистской командой, посланной за рубеж. Мидансы вели репортажи на протяжении всей советско-финской войны (1939–1940). В Финляндии Миданс сделал прекрасную трагическую фотографию убитого русского солдата, распростёртого, занесённого снегом. Потрясающий снимок! Эта фотография может быть достойно помещена рядом с классическим снимком Роберта Капы «Смерть республиканца».
По дорогам Второй мировой войны Карл и Шелли проехали более 45 тысяч миль, ведя репортажи из Швеции, Португалии, Италии, Китая и Гонконга. В 1941 году Мидансы были направлены в Китай для освещения китайско-японской войны. Здесь Миданс делает одну из своих впечатляющих военных фотографий, показав людей, лежащих на лестнице, во время бомбёжки японской авиацией китайского города Чонгкинг.
В начале американо-японской войны Карл и Шелли находились в Маниле (Филиппины) и были захвачены японцами в плен. 22 месяца Мидансы находились в японском лагере для интернированных и только в декабре 1943 года были освобождены. Они вернулись в Европу, продолжая делать репортажи. На одной из известных фотографий Миданса того периода показан самосуд жителей Марселя над француженкой, сотрудничавшей с нацистами.
В конце войны Миданс вернулся в Азию, где в январе 1945 года сделал одну из самых известных американских военных фотографий, запечатлевшую высадку десанта на остров Лусон во главе с генералом Дугласом Макартуром во время освобождения Филиппин от японцев.
Но особой гордостью Карла Миданса из числа военных фотографий был снимок, запечатлевший торжественную церемонию подписания Акта о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе 2 сентября 1945 года. Эта фотография, сразу получившая статус исторического документа, широко репродуцируется и по сей день.
Снимая победные события, Миданс вместе с тем сострадательно воспринимал окружающую реальность. Спустя два года после атомной бомбардировки Хиросимы он снимает там старую женщину с усталым, поникшим взглядом, набирающую в ведро воду среди развалин дома.
После войны Миданс на несколько лет остаётся в районе Тихого океана. Он фотографировал подготовку к взрыву атомной бомбы (июль 1946) на полигоне ядерных испытаний на атолле Биккини. С 1947 года Карл и Шелли Мидансы четыре года руководили корреспондентским бюро журнала Life в Токио. Находясь в Японии, Миданс стал свидетелем землетрясения в городе Фукуи (28 июня 1948). Он снимал уличные сцены, когда вокруг него рушились дома.
Не менее опасным для Карла Миданса стала и Корейская война. В 1950 — 1951 годы он совместно со своим коллегой по Life Дэвидом Дугласом делал фоторепортажи об основных военных событиях. Последующие 1950-е — 1960-е годы были для Миданса, как и для всех фотожурналистов Life, характерны многочисленными разъездами в разные районы мира. Он делал фоторепортажи из Гонконга, Самоа, России, Югославии и Вьетнама.
Находясь в Советском Союзе полтора года (1959–1960), Миданс посетил Москву и Ленинград. Он сделал очень много уличных фотографий, особенно с детьми, фотографировал Красную площадь днём и ночью, заседание Верховного Совета в Большом Кремлёвском зале, парад на Красной площади в честь 42-й годовщины Октябрьской революции, выступление Леонарда Бернстайна и нью-йоркской филармонии…
В 1963 году Миданс делает одну из своих фотографий, присущих его творческому стилю. 22 ноября 1963 года был убит президент Д. Кеннеди. На следующий день Миданс в поезде Нью-Йорк-Стэмфорд снимает пассажиров, сидящих один за другим с газетами в руках и читающих информацию об этом происшествии. Миданс одной фотографией выразил всеобщую боль, вызванную трагедией. Его творческим принципом было показать одной фотографией сущность того или иного события. Это отличало Миданса от других не менее известных фотожурналистов, как например, Юджина Смита, который формировал фото-эссе из нескольких фотографий, дополняющих основную.
Когда в 1972 году Life прекратил еженедельные выпуски, Миданс начинает сотрудничать с Time, Fortune, Smithsonian Magazine и другими изданиями. Миданс, бывая в разных частях мира, встречаясь с людьми разного уровня — от рабочих и фермеров до руководителей стран, не упускал возможность запечатлеть многих из них. В его портретной галерее Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Гарри Трумэн, Никита Хрущёв и Индира Ганди, Владимир Набоков, Гертруда Стайн, Чарльз Линдберг и Леонард Бернстайн.
Многие военные фотографии, портреты, городские уличные сцены показывают, что Миданс обладал чутким глазом фотохудожника. В его архиве тысячи фоторепортажей, блокнотов с записями. Он считал своей работой быть свидетелем истории. Как-то на вопрос, почему он так много уделял внимание войне, Миданс ответил, что война, отнюдь, не была его увлечением, просто так случилось, что война заняла большую часть его жизни.
Свои воспоминания о работе военного фотожурналиста Карл Миданс воспроизвёл в книгах: «More Than Meets the Eye» (1959), «The Violent Peace» (with Shelley Mydans, 1968), «Carl Mydans: Photojournalist» (1985). Он — обладатель многих престижных премий, среди которых награды US Camera за выдающиеся достижения (1951) и Международного центра фотографии «За достижения всей жизни» (1992).
То, что Карл Миданс запечатлел в своих фоторепортажах — это история мира середины ХХ столетия, история борьбы человека за торжество жизни, требующей бесстрашия и выдержки в преодолении многочисленных невзгод, горестей, вызываемых войнами, превратностями жизни.
Лев ДОДИН