Дважды в году мы празднуем счастливое избавление евреев: от рабства — в Песах и от гибели — в Пурим. Между событиями, приведшими евреев к избавлению в этих исторических обстоятельствах, заметна существенная разница. Всевышний спас евреев из Египта чудесами, явным и очевидным для всех изменением естественных законов природы. А что помогло евреям спастись от руки Амана? Удивительное стечение обстоятельств? Пребывание на престоле царицы-еврейки?
Спасение евреев Персии, говорят наши мудрецы, тоже было результатом чудесного вмешательства Б-га. Но — скрытого. Ход пуримских событий кажется совершенно естественным. Царь устроил пир? Бывает. Царь обращается с просьбой к жене? Дело обыкновенное. Жена не слушает мужа? Что ж, и это бывает. Муж сердится и наказывает? На то он и царь. И так далее.
Однако если мы внимательно всмотримся в происходящее, глубже его проанализируем, то увидим за всем руку Всевышнего, управляющего событиями «из-за занавеса». Какие-то детали, сочетания событий кажутся не совсем понятными. Какие-то противоречия между ними предполагают вмешательство Свыше.
Подумаем хотя бы о такой странной вещи, как умолчание Эстер о своем происхождении. Проводится конкурс на титул царицы. Естественно, у всех девушек берут «анкетные данные». Эстер спрашивают: «Из какой ты семьи?» Она не отвечает. Ее спрашивают: «Из какого ты народа?» Молчит. Да тут не то что царь, у которого и без того достаточный выбор, который был женат прежде на девушке самого знатного происхождения, — от такого «кота в мешке» и рядовой жених отказался бы!
Далее Мегила (Свиток) рассказывает, что на показ царю собрали еще девушек, и упоминает: «А Эстер не рассказывает». Что это значит? Что Ахашверош продолжал расспросы, по-прежнему интересовался этой темой, а Эстер упорно молчала. И все-таки он на ней женился!
Ахашверош женился на Эстер на седьмом году своего царствования. История с Аманом и пир у Эстер происходят на двенадцатом году его царствования. На первом пиру Ахашверош спрашивает у царицы Эстер, чего она хочет. А Эстер просит прийти на пир и завтра и обещает на втором пиру сделать то, что «царь просил». Раши объясняет: Эстер обещает сообщить на втором пиру, из какого она народа. Значит, все эти пять лет Ахашверош задавал Эстер этот вопрос и не получал ответа. Невероятно.
В конце «Мегилат Эстер» (9:1) мы встречаем выражение: «ве-наафох у» — «и обернулось (буквально — перевернулось) оно…». Аман не сумел осуществить свои намерения, планы его рухнули. Бывает. Но рухнули они как-то странно — «перевернулись» с точностью до наоборот. А вот это уже необычно. Все, что Аман задумывает и готовит, служит буквально орудием против него же.
Аман назначает день уничтожения евреев — именно в этот день евреи уничтожают антисемитов.
Имея в виду себя, Аман указывает царю, какие почести надо воздать человеку, которого царь желает возвысить. Именно эти почести он вынужден воздать Мордехаю, которого ненавидит, из-за намерения повесить которого он и оказался-то в этот неподходящий момент у царя.
Аман строит виселицу для Мордехая — на ней вешают его самого. А ведь не будь готовой виселицы, царь мог бы еще и передумать!
С момента разрушения Храма в нашей истории больше не было открытых чудес. Но это не значит, что над нами нет Небесного Провидения. Только с этого момента спасение приходит к евреям через скрытые чудеса, в виде «естественных» событий. Именно по этой причине в «Мегилат Эстер» ни разу не упоминается Имя Б-га. Оно присутствует, но в скрытой форме.
В Пурим принято надевать карнавальные костюмы и маски. Почему? По аналогии с событиями Пурим, в которых Б-г действует «под маской». Наблюдательный человек всегда узнает под карнавальной маской знакомого. Вдумчивый человек способен увидеть за скрытым чудом Пурим Б-га. «Естественные» события — маска Б-га.
С пуримских событий началась эпоха скрытого Б-жественного управления миром. Продолжается она до сих пор. Иногда вмешательство Всевышнего более заметно для нас, иногда — менее. Но оно всегда присутствует. В «Бехукотай», последней главе книги «Ваикра», где речь идет о наказаниях, которым Б-г подвергнет евреев в случае отступничества, сказано: «Но и при всем этом… не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить Мой завет с ними; ибо Я
Г-сподь, Б-г их» (Ваикра, 26:44). Объясняет гемара «Мегила»: каждое из этих выражений («не презрю», «не возгнушаюсь») относится к какому-то определенному периоду истории евреев. Одно из них касается Пурим.
toldot.ru