Гутарят деды, лет 30 тому назад дома в Израиле не запирались. Хотя арабы были… А нынче — бронированные двери, штырёчки в них во все стороны… Но это так, к слову. А вот как «запирались», скреплялись засовами стены переносного Храма-Мишкана — это к нашей главе. Целиком посвящённой архитектуре и убранству Мишкана.
Текст безобидный: «И сделай засовы из дерева шитим (по пять для каждой стены). А средний засов проходит внутри брусьев из конца в конец». Обычный строительный чертёж?
Тут мы обнаруживаем, что Шехеризада недоучилась в иешиве, иначе бы легко дотянула до 2001 ночи! Верхние и нижние шесты-засовы ещё так-сяк. Символизируют рёбра человека, вставляются в золотые кольца. Сами они, возможно, позолочены. Их то ли по два с каждой стороны (состоящих из двух половин, скрепленных посередине стенки), то ли по четыре, и каждый во всю стену. Обычный раввинский спор о деталях. А вот средний…
Мало того, что назван, как Средиземное море и средняя школа (тихон), у него ещё своеобразные параметры и биография. Длиной он то ли 30 локтей, то ли 32 (а для маленькой, Западной стены — 10 либо 12). А может, и все 70! Тогда оказывается, что засов один и «чудом изгибается, подобно Змею, когда собирают шатёр, проходя через все три стены, но пока его переносят, прямой».
Появился же засов так: праотец Авраам посадил дерево в Беэр Шеве, где оно символизировало гостеприимство (эшель, аббревиатура слов ахила, штия и лина: еда, питьё и ночлег, короче, приют для путников). Выросло до 70 локтей (от 30 до 42-х метров, в зависимости от величины локтя). Пока мы с вами переходили Красное море, ангелы его спилили, принесли… Плыло дерево себе по водам, пока евреи его не выловили и унесли в пустыню. С другой стороны, был этот засов посохом праотца Якова («Только с посохом перешёл я этот Иордан»), которого и символизирует, соединяя воедино разрозненные детали в единый Храм, единый Израиль. При этом, поскольку части Мишкана соответствуют органам человеческого тела, он подобен позвоночнику, который спрятался в спине, соединяет и придаёт устойчивость всему телу. А также символизирует равновесие и гармонию.
Думаете, всё? Этот средний засов не зря извивается, подобно Змею, — он искупает грех Адама и Хавы, когда именно Змей подуськал их нарушить волю Создателя! И мы стали неотчётливо осознавать Его всезнание, власть и доброту. А теперь рептилия укрепляет Храм, в котором Б-жественное Присутствие очевидно и где приносятся жертвы (на иврите корбан, однокоренное с лекарев, сближать) Б-гу.
А скользит питон через золотые трубки, вставленные в отверстия, высверленные точно посередине вертикальных балок Шатра. Так что еврейская «золотая середина» связана, в отличие от греческой, не с умеренностью и формулами, а с местом проявления Всевышнего на земле, соединяющим воедино Израиль и всё человечество!
Вы, наверное, решили, что хоть материал для брусьев и запоров стандартный? Дудки! Тора называет дерево шитим… Это акация, саженцы её взяты от реки Шитим (слово означает безумца — шоте или глупость — штут), и она искупает человеческие грехи («Человек не грешит, пока его не обуяет дух глупости»). А также будущую танцульку в Шитим с дочерьми мидьянскими, когда мор в наказание за интермериджи унёс 24000 жизней. Или же шоте — сорт кедра, который символизирует величие, силу и постоянное развитие — короче, прогресс. В любом случае, ростки шитим принёс в Египет Яков и повелел сыновьям в будущем взять с собой поленья.
А теперь скажите: всё это, конечно, познавательно и занимательно, но неужели серьёзные бородатые дяди сказочкам верят? Почему тогда не в старика Хоттабыча (даром, что того заточил в бутылку Салман ибн Дауд — Соломон Давидович, царь Израиля)?!
Таки да, верят. Самым серьёзным образом дебатируют, сличают тексты, уточняют смысл простой и каббалистический. А знаете, почему? Они, в свободное время врачи, математики, астрономы,… умеют видеть тайну и чудеса в том, к чему мы с вами притерпелись, перестали замечать! В росте яблока, звёздной карусели, развитии плода в материнском чреве… Ибо прелесть и удивительность сотворённого и поддерживаемого Б-гом мира нам не позволяют ощутить только душевная лень, только привычка к однообразным разговорам и поступкам! А где, как не в Храме, месте соединения земного, конечного с бесконечным, и должна была царить логика, отличная от робкой обыденности?
Урок: жизнь куда больше колонки новостей. Гораздо ярче, насыщенней, той «баночки», в которую мы себя, пугливые тюремщики, по привычке заточаем. И подумайте: для чего мы вешаем замки и цепочки? Ведь «Если
Г-подь не оберегает дом, напрасно сторожит сторож…»