На стороне агрессора

Высказался востоковед и герой труда, по совместительству российский министр Сергей Викторович Лавров, что «мудрый еврейский народ говорит: самые худшие антисемиты — евреи» — и сразу такой крик поднялся! Правда, дальше аргументации подкачала: версия, на которую он сослался, то есть намёк о внебрачном еврейском папаше Гитлера Леопольде Франкенбергере, не подтвердилась, хотя бы за отсутствием такого человека в Австрии. Была эта байка ностальгическим «вбросом» нацистского экс-чиновника Ганса Франка. «Еврейство» злейшего антисемита 20 века Рейнхарда Гейдриха (уничтожение евреев Польши — «операция Рейнхард») тоже в архивах не найдено и осталось флотской дразнилкой. Да и не уверен я, что в случае объявления Адольфа «мишлингом» он стал бы в Германии 1933 года Рейхсканцлером — в отличие от Украины 2019, избравшей русскоязычного еврея Зеленского 73.22% процентом голосов. Но это — пятнышки на белоснежной мантии миролюбивого министра. Встану на его защиту, вооружённый историческими аллюзиями, пусть даже риторика и деятельность востоковеда несколько агрессивны.

Конечно, на Торквемаду щирый незалежник Зеленский не тянет — по рассказам, мужчина он толковый и доброжелательный и зазря его Серёжа с душегубами путает. Но бывали-таки да, в нашей истории рьяные антисемиты из евреев. Расскажу о Николя Донине, организаторе преследований бывших единоверцев во Франции 13 века.

Фамилия, видимо, собственная, а еврейское имя «героя» история не сохранила. Родился он в Ла-Рошели в семье шойхета (резника). Был способным и шкодливым учеником, организатором мальчишеских проделок. И — въедливым: ему нравилось задавать каверзные вопросы и следить, как потеет учитель в поисках ответа. Шалуну прочили большое будущее… так и получилось, только с обратным знаком. Настоящих друзей у него не было, лишь соратники по проказам; большую часть времени бледный худощавый подросток проводил с книгами.

Шалун хотел разбираться в возникающих сомнениях и отец отправил его в лучшую ешиву — в Париж к тосафисту раву Йехиелю бен Йосефу, главе дома учения с 300 «цветами Франции». Год-полтора юноша блестяще учится, радуя наставников памятью и логикой, а затем всё чаще выходят наружу сомнения и недовольство. Особенно сердила Донина униженность «избранного народа». Собрались воедино честолюбие и подростковый негативизм, когда устроит только свой, пусть незрелого ума ответ.

Его вопросы становятся всё острее, начинает настаивать, что Устная Тора порой противоречит Письменной (повторяя ход мысли саддукеев и караимов) и поэтому законы Устной Торы не обязательны к исполнению. А «подчинённое положение избранного народа — это оскорбление Избравшему!». Рав Йехиель, человек мягкий и доброжелательный, слушает, обсуждает и увещевает отрока, другие отвечают жёстче. Наконец, после особой дерзости, его выгоняют из ешивы. Оскорбленный, Донин перестаёт ходить в синагогу и отдаляется от соплеменников, даже от родителей. Доходит до того, что в 1225 году ему объявляют херес (отлучение) в присутствии всей общины.

Король-крестоносец «Святой» Людовик IX 
Король-крестоносец «Святой» Людовик IX

Следующее десятилетие проводит практически в одиночестве — он не желает раскаиваться, переосмыслять свои взгляды, что сразу сняло бы херем. Упрямство, обида, желание мести… Донин изучает латынь и зарабатывает составлением прошений для неграмотных христиан, всё больше с ними сближаясь. Хотя ещё держится за свой, «особенный» иудаизм. Наконец в 1235 решает окончательно порвать с единоверцами, переходит в христианство, открывая дверь от задворок «поруганного народа» в «большое общество». (Где-то написано, что негласно он перешёл в католичество ещё до парижской ешивы, но это сомнительно) Становится «Николя», идёт к францисканцам, 26 лет назад созданному первому «нищенствующему ордену», постригается в монахи. Ему ведь нужны не богатства — а признание, власть и уверенность в своей правоте! И — месть за отвержение и унижения.

Его час наступил. После провала 6 Крестового похода (1228-1229) Папа Григорий IX, борясь с императорам Фридрихом, призывает того и прочих «христианнейших монахов» к новому Крестовому походу (состоится в 1248, уже при Иннокентии IV). Французский король Людовик IX «Святой» «принял крест». В дальнейшем только он из монархов «примет к делу» и папскую буллу о реквизиции Талмуда «для ревизии» и последующего уничтожения. Ради поднятия крестового энтузиазма, Папа освобождает будущих воителей от долгов заимодавцам — христианам и евреям. Но рыцарям этого мало: они требуют полного прощения и возврата залогов. Епископы Бретани поддерживают «здравую идею» и Донин отправляется в герцогство, по пути произнося страстные проповеди против евреев («злокозненных врагов христианства, скопивших миллионы в подвалах синагог)». Вспыхивают погромы, обрадованные запахом наживы и вседозволенностью (хотя и Папа, и король против погромов, но святой монах зря не скажет!), в Бретани, Аншулеме, Бордо, Анжу, Сенте… вдохновлённые рыцари и горожане убивают более 3000 евреев. Около 500 евреев спасают жизнь обращением в «истинную веру». Дома разграблены, синагоги осквернены, свитки порваны и брошены в грязь… Герцог личным указом отменяет все долги евреям.

 Николя счастлив, он знаменитый оратор и гонитель ересей. Сам король милостиво беседует с ним после очередной проповеди. Но его пока не поднимают в церковной иерархии — «еврейские рога и хвост торчат из-под рясы», зависть и злословие разлиты вокруг. Нужен новый подвиг… Наконец ученик ешивы понимает: сила евреев — в их Торе; если сжечь книги и разрушить систему обучения — еврейство не устоит, любой задрипанный миссионер сделает детей Якова кем угодно: хоть католиками, хоть большевиками… Враги Торы, внутри и вне нашего народа, поныне верны сей мудрости. 

В мае 1238 (39?) Николя в Риме с толпой паломников, аудиенция у Григория IX — ритуальные заклинания о «сеющем чуму и безверие племени» подкреплены практическим советом: истребить иудейские книги, особенно «полный клеветой на христиан и Спасителя Талмуд». До того церковь не шибко интересовалась содержанием наших книг, то тут выказался специалист… Папская булла «всячески способствовать Донину в борьбе с иудейством», срочно отобрать для «разыскания» все копии Талмуда (безграмотные стражники изымали всё, написанное на бумаге и пергаменте) и учинить диспут (суд) над Талмудом. Сделано это в полной мере лишь во Франции, ведь здешний король «святой схимник»!

Без іменіДело замедлилось, у «врагов христовых» нашлись покровители из прелатов, епископы Сенский и Шанцкий добиваются возвращения евреям части реквизированных книг. Наконец 24 июня (20 Тамуза) 1240 года королём назначен диспут — в присутствии королевы-матери и коллегии богословов и князей церкви, арбитров диспута. Ответчики — выдающиеся мудрецы: рабби Йехиель, рав Моше из Куци… Раввины могут только отвечать, и Николя представляет 35 пунктов обвинения, которые можно коротко, опуская словесный сор, охарактеризовать так: евреи — не христиане. Но главный ответчик от евреев настолько превосходит способного ученика, настолько примитивна, при всём красноречии, аргументация Донина, что даже христианская коллегия после многодневных дебатов не смогла признать Талмуд богохульной и аморальной книгой.

Однако потерпеть поражение святейшая знать не могла — и, после оттяжек и закулисной борьбы, 17 июля (8 Ава) 1242, в преддверии самого трагического дня нашей истории, 24 телеги книг сожжены на Гревской площади. Погибло от 10 до 12 тысяч томов Талмуда. Донин победил!

Но появляется «Большая книга заповедей» ответчика в диспуте, бывшего его наставника рабби Моше из Куци; ученики выучивают наизусть трактаты Талмуда и втайне их восстанавливают; скряги жертвуют на переписку копий, оригиналы контрабандой привозят из Испании и Германии… Еврейство Франции, проходя сквозь бедствие, расцветает!

А Николя — по одним версиям, умирает рано, задушенной злобой и бессильной ненавистью, по другим — он, написав антифранцисканский памфлет, в 1287 году, в глубокой старости, казнён коллегами. Но «дело» его поныне живо…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора