Реминисценция (лат. reminiscentia «воспоминание») — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Одним из главных методов реминисценции (по определению — воспоминания) является аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания.
Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или несознательное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более, плагиата. По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.
Различают историческую, композиционную, нарочитую. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы.
Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана́мнес, ана́мнесис, др.-греч. ἀνάμνησις) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.
Вот и я, скромный читатель ЕМ, во времена нынешней Великой Отечественной Войны Украины и нашествия двунадесЯт язЫков на мать городов русских, среди многих реминисценций обнаружил еще одну, прообраз которой возник 400 лет назад в народном творчестве.
Гой на горі тай жєнці жнуть
І на полі тож жєнці жнуть
Раптом тай зненацька зализяків чуть!
Лихо! Зализякі навдалі чуть!
То попід горою, яром-долиною
МоскалИкі їдуть
З чєчєнями пруть!
Гой жахливо ж жуть!
По пєрЄду — бєтє-єры
По пєрЄду — бєтє-єры
А за ними танки,
Літаки й гарматки
Щє от єсєсЄру
Матки їх насєру
Ой жахлыво ж-жуть — люд в полОн вєдуть!
ЧєчєнИ, стрільці та злидні…
кОго постріляли,
кОго сгвалтували
Одно Б-гу видно — Б-гу видно тількі!
Що злякався, пан хоpунжий?
Що лякаеш «нам нє здужить,
Ой, рушниця нє згодиться!
Тут гармата знадобиться!»
Йес! — гармата знадобиться!
Жєнці заховались — жєнці приховались
Гарматой приціляли — гарно попадали
Залізо руйнували — залізо полихало
Злидні разбігалысь — жыто колихалось
Жыто пожиналось — горіло та ломалось!
Били-поховАли, бытих нэ чіпали
Бо не рахували!
На шляху-дорозі, Яром-долинОю
Всіх не рахували!
Будуть плакать мати — цАря проклинати
Проливати слйози
Та жонкІ-вдовИці — Одні в пусті хаті
Та в шляху-дорози — собирати слйозы
Чож вы дурні-люди
Чож вы стрільці-дУрні
Жито ж гарнє будє
На рік чергый буде!
На рік чергый буде!
Як вас поховають…
Гєй хто в лісі — озовися!
Вогню викрыш — нэ журыся!
Люльку подпалєй-ка
Злидням всип люлєйки!
ГармАт бо є малэнько,
Моторні козачєнькі
Парубки, старєнькі — злидням всип люлєйки!
Моторни козачєнькі залишАють шмАття
Від царєвих кАтив
Та царю прокляття — та крємлю закляття
*
Оригинал песни —Ой на горі, та й женці жнуть 🏹 Ukrainian folk song