Разделом «Пикудей» завершается книга «Шмот», вторая в Пятикнижии. На следующей неделе мы начнем читать книгу «Ваикра».
После завершения всех работ по строительству передвижного Храма, Мишкана, Моше дает полный отчет о расходе материалов. Сыны Израиля приносят готовые изделия. Моше высоко оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисан и описывает порядок монтажа и размещения храмовой утвари. Моше выполняет все указания. Мишкан готов, и на него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.
***
«Вот расчеты…» (38:21). Каждый год накануне Рош а-Шана жена рабби Стивена Амона ездила на могилу своей матери, похороненной на еврейском кладбище Стейтен-Айленда, района Нью-Йорка. В один год обстоятельства складывались так, что она не могла приехать туда перед Рош а-Шана. Однако недели за две до праздника супруги проезжали на автомобиле по главному шоссе недалеко от кладбища и в последний момент решили заехать туда.
На кладбище не было ни души. Они подъехали к самой могиле, вышли из машины и какое-то время молились и читали псалмы. Завершив молитву, рабби Амон оглянулся и увидел через несколько рядов надгробий катафалк и автомобили перед открытой могилой. Один из участников похорон подошел к раву и попросил его присоединиться к миньяну. Им как раз не хватало десятого человека, чтобы прочесть кадиш по умершему.
Рабби Амон присоединился к скорбящим и помог опустить гроб в могильную яму. После кадиша и других траурных молитв люди стали расходиться по автомобилям. «Минуточку! – воскликнул рабби Амон, недоуменно глядя на оставшийся холмик земли. – Вы же не засыпали могилу!»
«Не беспокойтесь, – ответили ему. – Сейчас приедет бульдозер и все сделает». И они уехали.
Рабби Амон стоял в замешательстве. И тут он вспомнил одно положение в галахическом законе «мет мицва», заповеди, требующей позаботиться о мертвеце, которого случайно увидишь в открытом месте, если кроме тебя больше некому его похоронить. Этот закон распространяется и на те случаи, когда погребение было начато, но не завершено.
Увидев подъехавший бульдозер, рабби Амон подошел к водителю и сказал: «Будьте добры, я вижу у вас есть лопата, дайте ее мне на время. Я забросаю могилу землей и завершу погребение. А вы свободны».
Водитель не возражал, дал лопату, и рабби Амон, попросив жену подождать, приступил к исполнению заповеди. Ему потребовалось полтора часа, чтобы забросать могилу землей. Завершив погребение незнакомого ему еврея, он отер пот со лба, воткнул табличку с именем усопшего в свежий грунт и уже хотел уйти, но задумался на минуту и записал на листочке бумаги это имя.
Весь обратный путь в Бруклин он размышлял: «Почему? В самом деле, почему?» Почему он оказался в том месте? Почему именно в тот час на совершенно пустом кладбище появился катафалк с похоронной процессией, и он оказался «десятым» в миньяне? И почему именно ему довелось завершить погребение незнакомого ему еврея? Эти вопросы не давали покоя рабби Амону, и он решил навести справки, узнать, кто этот покойник.
Первые опросы не дали результата. И тогда он позвонил своему наставнику рабби Герману Нойбергеру, руководителю иешивы «Нер Исраэль», в которой он сам когда-то учился. Услышав имя покойного, рабби Нойбергер чуть не выронил телефонную трубку и после короткой паузы рассказал рабби Амону такую историю. Сорок лет назад, когда рабби Амон был еще подростком, он поступил в эту иешиву, но вскоре выяснилось, что родители не могут оплачивать его учебу. Тогда рабби Нойбергер стал искать спонсора, который взял бы на себя необходимые расходы. «Тот человек, которого ты похоронил, и был этим спонсором, – сказал он рабби Амону. – Именно он платил за тебя все три года твоего обучения в иешиве, но предпочел, чтобы твоя семья не знала его имени…».
В Талмуде, в описании закона «мет мицва» есть слова, с которого начинается сегодняшний раздел «Пикудей»: «Вот расчеты…».
В молитвах Рош а-Шана, мы говорим, что Б-г «помнит все, что забыто». Рабби Исраэль из Рижина дал этой фразе парадоксальное толкование: «Когда ты забываешь, Б-г вспоминает, но когда ты помнишь, то Б-г забывает».
Смысл здесь таков. Когда ты напоминаешь кому-то об услуге, которую ты ему оказал, Б-г «забывает» эту услугу. Он говорит: «Ну, если ты так хорошо помнишь тот случай, то Я могу забыть его».
Но если ты сам «забываешь» и не напоминаешь человеку, что он тебе чем-то обязан, то Б-г хорошо запоминает твой благородный поступок, то добро, которое ты сделал, и вносит его в копилку твоих заслуг – вплоть до последнего комка земли, брошенного на могилу незнакомца.
Три Храма
«Эле пикудей а-мишкан, мишкан а-эдут (вот расчеты по Мишкану, Мишкану свидетельства)…» (38:21). Рабейну Бахье (1255 – 1340 гг., Испания) отмечает, что числовая сумма букв (гематрия) в слове «а-мишкан» плюс пять букв, составляющих это слово, равна 420. Именно столько лет простоял Второй Храм в Иерусалиме. Гематрия второго «мишкана», употребленного без артикля «эй», равняется 410 – годы существования Первого Храма. Слово «а-эдут» (здесь без буквы «вав») имеет гематрию 479 – столько же лет действовал переносной Храм, Мишкан, сооруженный поколением Исхода в пустыне и предшествовавший двум стационарным иерусалимским храмам.
В этом поразительном совпадении есть лишь один изъян. Зачем к «а-мишкан» потребовалось добавлять пятерку? Почему гематрия самого слова оказалась не 420, а на пять меньше? Хатам-Софер (рабби Моше Софер, 1762 – 1839 гг., Венгрия) отвечает: это намек на то, что во Втором Храме отсутствовали пять важных элементов: Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моше непосредственно от Б-га; небесный огонь, сжигавший храмовую жертву; «Шехина» (физическое ощущение концентрированного Б-жественного Присутствия), «руах а-кодеш» (близкое к пророчеству озарение, позволявшее Первосвященнику устанавливать прямой контакт с небесными сферами) и «урим ве-тумим» (пергамент с именем Б-га, вложенный в «хошен», нагрудник специальной конструкции с двенадцатью драгоценными камнями, который носил Первосвященник). Снижение уровня святости по сравнению с Первым Храмом отразилось и в «ущербной» гематрии.