Раввин Шмер-Лейб Медалье из Литвы
— Уважаемый рав Эссас, здравствуйте! Когда в Литве появились первые евреи? Они — предки нынешних литваков? С уважением к Вашему труду,
Гедиминас Якобсонас, Вильнюс
— Точного ответа на Ваш вопрос нет, равно как нет и определенного ответа на вопрос о литовской государственности. С практической точки зрения, большого значения это для нас, конечно же, не имеет. Однако попробую хотя бы немного в этом разобраться.
Литва сотни лет была «зажата» между царством Польским, Российской империей и прибалтийскими княжествами. Иногда она входила в состав Польши, хотя литовцы не без оснований утверждают, что именно Польша была частью Литвы — частью великого княжества Литовского. Было время, когда границы великого княжества Литовского простирались от Балтийского моря и почти до Черного моря. Хотя поляки с не меньшим основанием утверждают, что это — границы царства Польского. Более того. этот факт поляки включили даже в текст своего гимна. В каком-то геополитическом и философском смыслах нас, евреев, интересовать это не должно. Однако евреев, которые жили в начале шестого тысячелетия (700 лет назад и ближе к нашим дням), это все же интересовало. Ибо тот исторический период характеризовался еврейскими погромами, организованными различными христианскими группами. Христиане Англии, Франции, Германии и других европейских стран буквально залили территорию Европы еврейской кровью.
И тут оказалось, что царство Польское и княжество Литовское не просто не возражали, чтобы евреи жили на их территории, но, наоборот, предоставляли им разные льготы, поощряя занятие тем или иным ремеслом и т.д. Но, как это происходило всегда и всюду — настроение властей, как флюгер, менялось то в одну сторону, то — в другую. Вчера — льготы и привилегии. Сегодня — гонения. От государственных до сугубо религиозных. Так вот и жили там (как и в других местах) евреи сотни, а, может, и тысячу лет.
В еврейском мире к истории и судьбе литовских евреев относятся по-разному. Естественно, периодически были и кровавые погромы, с реальными жертвами. И одновременно — были периоды послаблений, которые стимулировали расцвет еврейской жизни, с многочисленными домами изучения Торы, которые позднее стали называться иешивами, а потом, начиная с XIX века — «знаменитыми литовскими иешивами».
Следует отметить, что с XIX века (и даже раньше) литовцы и поляки не имели собственной государственности. Территория, на которой они жили, входила в состав Российской империи. Евреи при этом сохраняли в некоторой степени религиозную автономию, и расцвет в деле изучения Торы непрерывно продолжался. Подчеркну, что именно литовским иешивам обязаны своим происхождением большинство иешив в Европе и в Америке. И не только в Европе и Америке, но и в Израиле тоже. Крупнейшие израильские иешивы — «Поневеж», «Мир», «Слободка», «Хеврон» и еще несколько десятков — прямые потомки литовских иешив. Некоторые из них, как известно, в Израиле даже не сменили свое название.
Теперь — к Вашему вопросу о термине «литваки» (так восточноевропейские евреи, включая российских, называли и называют евреев, предки которых родились и жили в Литве). Следует отметить, что в слове «литвак» содержится не только историко-этнографический аспект, но и духовный. Сегодня литвак — это еврей, который изучал и изучает Тору, опираясь на принципы, разработанные в свое время в иешивах Литвы. Иногда этот термин подразумевает еще и еврея, который выстраивает нюансы своей еврейской жизни на основе принципов, заложенных руководителями литовских иешив и в практическом плане изложенных в знаменитых книгах по Галахе (свод еврейских законов).
Это, к примеру, Мишна Берура (шесть томов комментариев к Шульхан Аруху, составленных рабби Исраэлем-Меиром hа-Коэном, широко известным и как Хафец Хаим; Литва, начало ХХ века). И — Хаей Адам (составитель — ученик Виленского Гаона рав Авраам Данциг. Есть и другие более современные книги, которыми так называемые «литваки» руководствуются в соблюдении наших еврейских законов. Обо всем этом можно было бы, конечно, еще многое сказать. Но в принятых рамках ответов раздела «Спроси у раввина» — ограничусь тем, о чем уже рассказал.
Отвечал рав Элиягу Эссас