В администрации Буша идут жаркие дебаты о значении израильских разведданных, послуживших основанием ля нанесения удара по сирийскому стратегическому объекту 6 сентября, утверждают бывшие высокопоставленные сотрудники администрации.
Вопрос заключается в том, насколько обоснованной была разведывательная информация, предоставленная Израилем несколько месяцев тому назад Белому дому, для выводов о том, что Сирия приступила к разработке ядерного оружия на основе северо-корейских технологий, и обоснованию для нанесения удара по сирийскому стратегическому объекту и пересмотру политики США к этим двум странам.
Вице-президент Дик Чейни и команда консервативных «ястребов» настаивают на полной достоверности и надежности израильской разведки, и рекомендуют Соединенным Штатам пересмотреть свои дипломатические шаги по отношению к Сирии и КНДР.
Зато госсекретарь Кондолиза Райс и ее союзники в администрации утверждают, что представленные Израилем разведданные вовсе не повод для изменения дипломатического подхода.
«Некоторые полагают, что небеса обрушились, — сказал высокопоставленный представитель администрации, — а другие говорят, что вовсе не убеждены в существовании реальной угрозы».
Поскольку израильская операция все еще остается глубоко засекреченной бывшие и нынешние сотрудники администрации предпочли давать интервью анонимно.
Помимо Кондолизы Райс, утверждают источники в администрации, весьма осторожно к израильским предупреждениям о том, что Сирия начинает разработку ядерного оружия, отнесся министр обороны Роберт Гейтс. Есть и еще люди в администрации Буша, которые уверены, что нынешняя сирийская ядерная программа не представляет непосредственной угрозы.
Уже давно известно, что северо-корейские ученые помогают Дамаску в развитии современных ракетных технологий, и мало кто оспаривает тот факт, что северо-корейские ученые довольно часто бывали на разбомбленном 6 сентября сирийском стратегическом объекте. Представители администрации расходятся только в одном, доказывают ли собранные сведения, что сирийская ядерная программа представляет серьезную угрозу Ближнему Востоку.
Дик Чейни и его союзники выразили неудовольствие в связи с решением, принятым на прошлой неделе президентом Бушем и Кондолизой Райс, продолжить работу над соглашением об оказании КНДР экономической помощи в обмен на согласие Пхеньяна заглушить ядерный реактор. Эти деятели доказывали, что израильская разведка продемонстрировала, что Северной Корее доверять нельзя. Они доказывают, что Соединенные Штаты должны быть готовы к замораживаю соглашения, пока Северная Корея не даст подробный отчет о своем сотрудничестве с Сирией.
Во время официального завтрака в Белом доме 2 октября Кондолиза Райс и ее помощник по северо-корейским делам, Кристофер Хилл, объяснили президенту Бушу, что Соединенные Штаты должны сделать выбор: продолжать ядерный пакт с КНДР, чтобы вернуть замкнутую страну в дипломатическое русло и дать ей стимул к прекращению распространения радиоактивных материалов; или вернуться к прежней стратегии изоляции, что, как утверждают противники этой меры, предоставило Северную Корею самой себе и привело к испытанию ядерной боеголовки в октябре прошлого года.
На завтраке также присутствовали вице-президент Дик Чейни и советник по национальной безопасности Стивен Хадли.
Израильский удар пришелся на чрезвычайно деликатный для американской дипломатии период. Помимо переговоров с КНДР, Белый дом пытается организовать ближневосточную мирную конференцию, которая будет способствовать достижению всеобъемлющего мира между арабскими странами и Израилем.
Бывшие и нынешние деятели администрации сказали, что Израиль еще летом представил Соединенным Штатам данные разведки о, как он определил, ядерной деятельности в Сирии. По словам официальных лиц, Израиль сказал Вашингтону накануне сентябрьской операции, что он готов к ее выполнению, но не ясно, какую позицию занял Белый дом, и одобрил ли он авиаудар.
Один бывший представитель администрации Буша сказал, что израильтяне было настолько озабочены угрозой, исходящей от сирийской ядерной программы, что они предупредили Белый дом, что не могут тянуть до конца лета с нанесением удара по объекту.
На прошлой недели представители Турции отправились в Дамаск, чтобы представить сирийскому правительству израильское досье по сирийской ядерной программе, как сообщает аналитик по Ближнему Востоку и Вашингтона. По словам аналитика, сирийские официальные лица категорически отрицали данные разведки и сказали, что израильтяне разбомбили склад стратегических ракет.
Аналогичное опровержение последовало из КНДР. Кристофер Хилл, помощник госсекретаря по странам Юго-Восточной Азии и тихоокеанского бассейна, поднял сирийский вопрос в сентябре на переговорах с северо-корейской делегацией в Пекине. Северо-корейские дипломаты отрицали, что их страна передавала какие-либо ядерные материалы Сирии.
Официально сирийские государственные деятели утверждают, что израильская авиация разбомбила пустой склад.
Брюс Ридел, бывший сотрудник ЦРУ и Совета по национальной безопасности, а ныне эксперт по Ближнему Востоку в Институте Брукингс, сказал, что американская разведка не спешит делать однозначные выводы о значении подозрительной деятельности на сирийском объекте. Тем не менее, по словам Ридела, Израиль не нанес бы удар по Сирии, если бы считал, что Дамаск просто разрабатывает усовершенствованные баллистические ракеты или химическое оружие.
«Эта красная черта была пересечена 20 лет тому назад, — сказал он. — Вы не рискнете начать войну на Ближнем Востоке только из-за увеличения радиуса действия ракеты еще на 100 км».
Еще один бывший сотрудник разведки сказал, что Сирия пыталась разрабатывать для баллистических ракет боеголовки, которые разрываются прямо в воздухе. Такая технология позволит Сирии взрывать боеголовки в воздухе и рассеивать ОВ на значительной территории.
После испытания Северной Кореей ядерной боеголовки Кондолиза Райс подталкивала президента Буша к дипломатическому подходу по отношению к КНДР, к проведению переговоров, в которых будут участвовать Япония, Россия, Южная Корея и Китай. Эти переговоры привели к тому, что в феврале Северная Корея согласилась заглушить свой ядерный реактор в обмен на поставки топлива и продовольствия.
Это соглашение рассердило консерваторов, которые посчитали, что администрация Буша уделяет дипломатическим переговорам с КНДР слишком много внимания за счет усилий по борьбе с распространением незаконного оружия на Ближнем Востоке.
«Противодействие израильскому удару ради защиты шестисторонних переговоров будет поразительным отказом администрации от собственной государственной стратегии безопасности», — сказал бывший посол США в ООН, Джон Болтон.
Правда, другие деятели доказывают, что дипломатический подход является для Америки наилучшим выходом по разрешению вопроса о распространении Северной Кореей Ядерного оружия.
«Вы не можете принимать такие решения, думая верхней частью спинного мозга, тут нужно задействовать весь мозг, — сказал Филипп Зеликоу, бывший консультант госдепартамента. – Какую лучшую политику мы собираемся проводить?»
NY-Times
Опубликовал: