Йоси Кац, «Маарив», 02.10.2007
Если бы Теодор Герцль, Менахем Усышкин, Яаков Хазан и другие отцы-основатели, чьи имена связаны с «Керен каемет ле-Исраэль» (Еврейский национальный фонд, ККЛ), присутствовали в понедельник на слушанье в БАГАЦе, они были потрясены позицией генпрокуратуры. Представитель юридического советника правительства сообщила, что государство и руководство ККЛ близки к соглашению об обмене землями. Имеется в виду, что в обмен на земельные участки в городах Еврейский национальный фонд получит необработанные земли, непригодные для продажи. Подобный обмен позволит продавать земли арабам и правительство не смогут обвинить в дискриминации.
Почему отцы-основатели были бы потрясены? Во-первых, потому что устав ККЛ хотя и позволяет осуществление сделок по обмену землей, но имеются в виду лишь небольшие участки, и целью обмена должно быть достижение территориальной целостности, служащей интересам еврейского поселения. Однако намечающийся договор предусматривает обмен огромными территориями и переводу в ККЛ денег для компенсации разницы в стоимости между дорогой землей в городах, которую фонд потеряет, и необработанными участками на периферии, которые он получит от государства. «Мы вовсе не это имели в виду!» – возмутились бы классики сионизма. И напомнили бы, что Устав фонда категорически запрещает продажу национальных земель в частные руки, и этот его параграф получил в Израиле статус Основного закона.
Во-вторых, они бы сказали, что на протяжении десятилетий Еврейский национальный фонд проводил политику, призванную обеспечить земельный резерв в городах для будущих поколений евреев. И нынешнее руководство фонда, как и все его предшественники, обязано строго придерживаться этого принципа.
В-третьих, ККЛ обязался миллионам жертвователей, что приобретаемые земли навсегда останутся собственностью еврейского народа. Поэтому люди и отдавали свои сбережения фонду.
В-четвертых, готовы ли христианские церкви и Вакф совершить с правительством Израиля подобную сделку и отказаться от принадлежащих им земельных участков в городах?
В-пятых, когда придет черед осваивать земли, которые ККЛ получит в результаты намечающейся сделки, что тогда государство даст ему взамен? Пустыри вокруг Мертвого моря?
Все, кому дороги принципы сионизма, должны поддержать руководство Еврейского национального фонда. Договор, который навязывает ему правительство, никуда не годится. Это еще один шаг в сторону превращения Израиля в «государство всех граждан». Готовящееся соглашение сродни идеям об изменении гимна и отмене закона о возвращении. Я выступаю за равноправие арабского меньшинства, но не таким способом.
Юридические советники Еврейского национального фонда составили четкий, сионистский и безупречный с правовой точки зрения ответ на апелляции арабов в БАГАЦ. Высшим судьям прекрасно известны обязательства руководства фонда, да и сами они должны быть верными принципам еврейского и демократического государства. На этой неделе источники в БАГАЦе намекнули, что сделка по обмену территориями — еще не решенный вопрос. Несколько месяцев назад 64 депутата кнессета проголосовали за законопроект, запрещающий продажу арабам участков, принадлежащих Земельному фонду.
В любом случае, договор между ККЛ и правительством не может вступить в силу без утверждения Исполкомом Всемирной сионистской организации и Сионистским Конгрессом.
(Автор – профессор, заведующий кафедрой на историческом факультете Бар-Иланского университета)
Опубликовал: