Во время войны я была партизанкой, подорвала одиннадцать фашистских эшелонов. Фашисты охотились за мной, обещали крупную сумму тем, кто меня выдаст. Я была награждена тремя боевыми орденами и целым рядом медалей. Однако пишу я вам впервые не потому, что хочу похвастаться своими заслугами, а потому, что меня глубоко обидели сообщения о том, что президент Белоруссии Лукашенко и его подручные пытаются скрыть от народа историю Мирского гетто, узницей которого я была в начале войны.
Я родилась и выросла в Белоруссии (бывшей Польше до 1939 года), в местечке Мир (Гродненская область). Это местечко было известно религиозным евреям всего мира, так как там находилась «Мирер Иешива», где учились будущие раввины. Захватив этот городок, фашисты стали уничтожать евреев. 8 ноября 1941 года, во время первого массового расстрела, погибли около двух тысяч человек, среди которых были мой отец и старшая сестра. Оставшихся в живых фашисты согнали в разрушенный замок, превратив его в гетто, где мы влачили жалкое существование вплоть до августа 1942 года, когда до нас дошел слух, что гетто будет ликвидировано и все его обитатели уничтожены. Тогда мы восстали, и около 300 человек сумели уйти к партизанам. Я была среди них. Все, кому не удалось бежать, а их было около 700 человек, были расстреляны на следующий день после нашего побега. О восстании Мирского гетто написано немало книг. В частности, о нем можно прочитать в последнем романе Людмилы Улицкой «Переводчик», где наш городок фигурирует под названием Эмск.
Мне стало известно, что Мирский замок восстанавливается под личным руководством Лукашенко как архитектурный памятник ХV — XVI веков, и туда нескончаемым потоком возят туристов не только из Белоруссии, но из многих стран, включая США. Там устраиваются концерты и фестивали. Я беседовала с несколькими гражданами США, побывавшими там. Экскурсоводы подробно рассказывали им о всех князьях, владевших этим замком, снабдили их брошюрами. Но они понятия не имеют о том, что побывали на территории Мирского гетто, где разыгралась страшная трагедия. Судя по всему, при режиме Лукашенко об этом факте замалчивают. Пишу вам для того, чтобы люди, и особенно молодежь, собирающаяся побывать в Мирском замке, знала и передала бы следующим поколениям о том, что этот замок — не только архитектурный памятник, но и братская могила семисот человек, зверски убитых только за то, что они были евреями.