– Сосед пытается выжить меня из моего дома, – жаловался Хаим. – Хозяин дома, который я снимаю, предложил мне его купить. Однако сосед, живущий в доме рядом, пришел ко мне со скандалом: «Я – первый на очереди в покупке этого дома!» Он пошел к хозяину и предложил ему дополнительные сто тысяч долларов. Тот отказался, объяснив, что уже сделал предложение живущей в доме семье. Тогда сосед пригрозил, что сделает мою жизнь кошмаром, и начал распространять слухи, что я обманщик, пытаясь рассорить меня с соседями. Просто не знаю, что делать…
Подобные вопросы встают перед многими на работе или в бизнесе, когда кто-то пытается интригами нанести человеку ущерб. Отвечать той же монетой, опускаясь до уровня обидчика, или не замечать происходящее? Есть два подхода к этой проблеме. Один – прагматический, а другой – духовный. В соответствии с первым подходом, если человек может, пусть защищается, предотвращает направленный против него злой умысел. Однако не всегда это возможно. Как защититься от более сильного противника, от недоброжелательного отношения, зависти, дурного глаза, проклятия наконец? Потому важен и второй подход – духовный, призывающий видеть причины проблем внутри нас, ибо зло вне нас лишь отражает зло в нас самих.
Мудрецы Талмуда учат, что если надвигаются неприятности, то человеку в первую очередь следует проанализировать свои поступки. Если он находит прегрешения, пусть сделает «работу над ошибками»: раскается, исправит то, что можно исправить, попросит прощения у обиженного, «возместит» нанесенный ущерб.
Если человек исправился, прекратив творить зло и искоренив зло в себе, то он совершил «раскаяние от трепета», и угрожающее ему внешнее зло тоже исчезнет.
Однако человек может углубить свое раскаяние, если не только уйдет от зла, но и начинает творить добро. Такое раскаяние называется «раскаянием от любви». Вор, например, может сначала прекратить воровать, совершив «раскаяние от трепета». Но он совершит «раскаяние от любви», если осознает, что та рука, которая брала чужое, должна теперь помогать нуждающимся. В этом случае его прошлые грехи становятся трамплином для будущих заслуг. Потому мудрецы говорят: тот, кто совершил «раскаяние от любви», превращает прошлые грехи в заслуги! «Раскаянием от любви» человек оборачивает угрожающее ему зло в добро, неприятности – в удачу, а проклятия – в благословения!
Могут ли неприятности не быть следствием грехов человека? Да, такие неприятности мудрецы называют «страданием любви». Эти страдания являются проявлением любви Всевышнего к человеку. Пройдя через страдания, человек очищается, и сердце его наполняется любовью к Б-гу и людям. Потому «незаслуженные страдания» все равно оборачиваются благословением…
– Итак, что же делать? – спросил Хаим.
– Ничего не делать! Проанализировать свои поступки, исправляться и ждать, когда все обернется лучшим образом.
Несколько месяцев спустя Хаим рассказал, что все именно так и произошло.
– Все действительно перевернулось! Этот человек не только не рассорил меня с друзьями, но и примирил с недоброжелателями…
Эта простая история напомнила мне о том, как проклятие ясновидящего негодяя Билама стало благословением.
Царь моавитян Балак решил преградить дорогу возвращавшимся в страну Израиля евреям. Он понимал, что не сможет разбить евреев мечом, и решил прибегнуть к сверхъестественной силе слова. Он попросил Билама проклясть евреев: «Пойди и прокляни мне этот народ, чтобы смог я ударить и изгнать его. Знаю я: все, что ты благословишь, – благословенно, а все, что проклянешь, – проклято».
Три раза пытался Билам проклясть евреев, но три раза, вместо проклятия, с его уст сходили величайшие благословения. Тогда прогневался царь Балак.
Оправдываясь перед царем, Билам произнес: «Преклонился он (еврейский народ), прилег, как лев и как львица, кто поднимет его? Всякий благословляющий (его) – благословен и всякий проклинающий – проклят!» (Бемидбар 24:9).
Я же просил тебя «прокляни мне этот народ», – настаивает Балак. «Всякий проклинающий (его) – проклят!», – отвечает Билам. Проклятия антисемитов «отражаются» от евреев, возвращаясь к проклинающим!
«Я же требовал «изгнать его», – возмущается Балак.
«Он, как лев, кто поднимет его?» – отвечает Билам. Кто рискнет жизнью прогнать могущественного льва с его места? – объясняет рав Луцка Залман Сороцкин.
Могущество евреев в их духовной силе. Мидраш говорит, что евреи подобны львам, когда утром встают и произносят «Шма, Исраэль…» «Услышь (пойми), еврей: Хашем – Добро Элокейну – то, что кажется нам Злом – Хашим Эхад – одно Добро!» Не только добро, но и зло из одного источника вечного милосердия!
«Мудрецы хотели сделать эти слова Билама частью «Шма, Исраэль» для того, чтобы каждый человек обрел силы, осознав, что все силы Зла, противостоящие Добру и Святости, отступят и подчинятся воле Всевышнего, если только человек идет по дороге Истины, – пишет ребе из Гур в книге «Сфат Эмет». – Ведь Билам (символ зла) подчинился Всевышнему и не проклял, а благословил евреев! Это правило действует во все времена и в жизни каждого еврея, против которого строятся злые замыслы, как сказал пророк: «Стройте (злой) замысел, но он расстроится… ибо с нами Б-г!» (Исайя 8:10)».