Забавный парадокс. Когда светский человек слышит слова «иудаизм», «еврейская традиция», его лицо автоматически принимает сонное выражение, отражающее те стереотипные мнения, которые сложились в его сознании.
На самом деле правильное использование иудаизма приводит к подлинному пробуждению человека. Одна из главных целей иудаизма — не дать нам заснуть.
Дело в том, что самым опасным врагом развития личности является… «культурность» общества. Как вам такой парадокс?! Разберемся. Когда вокруг все улыбаются, человеку очень легко улыбаться в ответ. Это не требует никаких усилий. И постепенно такой человек верит в то, что он культурный и воспитанный. Но… Такое состояние продолжается ровно до первого стресса или конфликта. Когда человек чувствует, что его обидели, разозлили, в нем пробуждается весьма малосимпатичный «зверь», которого даже сам человек увидеть в себе не ожидал.
В недавней истории этот сценарий прошли жители Германии, культурной страны, легко перешедшие в «звериное» состояние.
Дело в том, учит нас еврейская мудрость, что главным учителем человека являются конфликты плюс наша работа с ними. Работая с ними, человек постепенно меняет свой внутренний мир и становится все более устойчивым к жизни. Противодействуя естественному желанию взорваться, он наращивает внутренние «мускулы», которые со временем могут удержать в равновесии все более сильные импульсы.
Наша традиция говорит, что есть два вида «упражнений». Первый вид — жизненные испытания, которые обычно «тренируют» нас внезапно. И второй вид — заповеди Торы, которые вызывают в нас исходный протест. Цель протеста — создать ситуацию, когда мы своим усилием, подавляя «бунтовщика», тренируем свою волю.
Особенно интересно увидеть, как эта система помогает воспитывать детей.
Современные дети создают большую головную боль родителям. Мы не знаем о чем говорить с ними, как установить с ними контакт.
Лучший способ активировать ребенка — это заставить его задуматься. И обычный родитель без подготовки вряд ли сможет «зацепить» своего отпрыска.
Тора с комментариями и Талмуд — уникальные Книги, построенные так, чтобы заставить нас поразмыслить над логикой и психологией бытия. На базе текстов Торы и Талмуда можно выстроить очень эффективные диалоги с ребенком. И можно увидеть, насколько ребенок начнет задумываться, проявлять умственное усилие и, что не менее важно, вступать в общение с родителем.
Недавно я купил замечательную книгу на английском языке «The weekly Daf» by r. Mendel Weinbach. Автор из 7 листов Талмуда (недельная порция изучения — по системе «лист в день») выбирал одну красивую историю, излагая ее на одной странице и выставляя в Интернете www.ohr.edu. Постепенно у него накопилось более полутысячи таких историй, которые он собрал в книге.
Я сейчас, выбрав и разобрав для себя историю из книги, обсуждаю ее со своим сыном. При этом я поощряю его за красивые идеи, подвожу к ответам подсказками, когда у него нет идей, рассказываю попутно интересные истории. В результате одна страница текста дает материал на 15 — 30-минутное динамичное общение. И главное — сын проявляет реальные усилия и напрягает память и ум. Попробуйте сравнить глаза вашего ребенка после такого общения и глаза юного фаната компьютерных игр.
Это и есть пробудившиеся глаза… и то, что стоит за глазами, — мысль и слово.
Современное человечество очень нуждается в подобных подходах как ко взрослым, так и к детям.
Легкость доступа к готовой информации через Интернет создает у человечества иллюзию роста общего интеллекта. На самом деле зачастую происходит расслабление и потеря тонуса.
Не только Тора, но и другие заповеди создают подобный «тонизирующий» эффект. И не только у детей, но, что особенно важно, это может активизировать пожилых людей. Потратив 10 — 15 минут умственных усилий в день, человек резко улучшит качество своей жизни.
И пусть вас не смущает «встроенное» в вас нежелание идти этим путем. Это нежелание — часть «правил игры». Это та пружина «тренажера», с которой вы можете работать, реализуя свой человеческий потенциал и чувствуя настоящую интенсивность своей жизни.