Две модели демократии — американская и израильская

Демократия и войны

Современные демократии — США и Израиль — являются могучими военными державами, так как обладают самой современной военной техникой. Тем не менее присущие демократиям свободы помешали военным добиться побед — Америке во Вьетнаме, а Израилю в Ливанской войне 1982 года. Антивоенные протесты перевесили военную мощь.

Израиль, несмотря на то, что его судьба зависит от военных действий больше, чем судьба Соединённых Штатов, более мягок к таким протестам. Так, знаменитый боксёр Кассиус Клей (Мухаммед Али) за отказ от службы в армии США во время Вьетнамской войны был отправлен в тюрьму. Израильтяне же, которые отказываются служить на территории своего государства, не несут за это практически никакого наказания.

Религия, государство и суд

Выглядит неким парадоксом, что религиозные отцы-основатели Соединённых Штатов провозгласили отделение религии от государства, а секулярные создатели Израиля не сделали этого. Чему нас учит относительно этого ТаНаХ?

Всевышний приказал Моисею, выполнявшему у евреев функции царя: «Приблизь ты к себе Аарона, брата твоего, и с ним — его сыновей из сынов Израиля для служения Мне…». Создателем Шатра Откровения — места религиозной службы — был Моисей, а вот служителями в нём уже должны были быть отдельные люди — клан Аарона — коэны.

Яаков пророчествовал перед смертью: «Не оставит скипетр Иегуду…» (Брейшит, 49,10), а Моисей благословил перед смертью колено Леви: «Урим и тувим твои (принадлежности первосвященника) — благочестивому мужу твоему… Учат (потомки Леви) законам твоим Яакова и учению твоему Израиль» (Дварим, 33,8-10). То есть правитель и священнослужители должны были быть даже не близкими родственниками. Они должны были происходить из разных колен — Иегуды и Леви.

Не могли священнослужители срастаться и с влиятельной прослойкой богачей. Колено Леви не имело права владеть землёй, а должно было жить на десятину от урожая, выделяемую другими коленами.

Разделение религии и государственной власти, предписанное Торой, оформилось в древней Иудее в работе Санхедрина. Оставив право управления страной царю, верховный религиозный орган, Санхедрин, имел законодательную власть — толкование конституции Иудеи, Торы, под руководством Наси (князя) и играл роль Верховного суда под водительством второго человека в Санхедрине — Ав бейт-дин. Санхедрин мог судить даже царя. Так на суд вызывался грозный царь Ирод. Состоял Санхедрин обычно из 71 человека.

Примерно так же была организована в течение столетий многочисленная самоуправляемая еврейская община Вавилона.

Разделение религии и государства было нарушено в Иудее, когда Аристобул, внук младшего из братьев Хасмонеев, Шимона, возложил на себя в 104 году до н. э. в дополнение к сану первосвященника титул царя. Год спустя он умер. Брат его Александр Яннай, унаследовав оба титула, вёл религиозные преследования прушим (фарисеев), возражавших против объединения светской и религиозной властей, и казнил 800 прушим. Сыновья и наследники Александра Янная, первосвященник Гиркан и Аристобул, вели войну за царский трон, которая в конечном счёте разрушила страну.

Мы видим, что мудрые отцы-основатели Соединённых Штатов были хорошими пуританами. Они внимательно изучали Библию и сумели извлечь из неё принцип отделения религии от государства, а также принцип разделения властей — исполнительной, законодательной и судебной, как в древней Иудее.

Независимость суда

Суд в библейские времена был органом религиозным, так как книгой законов служила Библия. Схожи принципы работы Верховных судов древней Иудеи и США. Их функции — решать наиболее сложные задачи, трактуя Тору в библейские времена, и высшее достижение социальной мысли американизма, Конституцию США, — в наше время.

Несколько иная роль Высшего Суда Справедливости (БАГАЦ) в Израиле. Конституции в Израиле нет. Вместо неё, как следует из названия, принято не юридическое, а скорее религиозное понятие — «справедливость». В разных религиозных системах свое понимание справедливости. Секулярными судьями израильского БАГАЦа справедливость понимается не столько в традиции иудаизма, сколько трактуется в духе современной «секулярной религии» — либерализма. Решения, принимаемые этим судом, подтверждают такой вывод.

Секулярный суд в Израиле имеет конкурента — систему религиозных судов, бейт-динов. Религиозные суды принимают решения по искам религиозных евреев, признающих их юрисдикцию, друг к другу, а также в национальном масштабе по вопросам, связанным с браками и смертью. Основанием для принимаемых бейт-динами решений являются законы ТаНаХа и их толкование в законотворческих книгах иудаизма, Талмуде и в Шулхан Арух.

Функции управления секулярным правительством Израиля сводятся религией к назначению религиозных советов и главных раввинов ашкеназской и сефардской общин и к финансированию религиозных учреждений. В свою очередь религиозные партии, в основном оппортунистические, участвуют в управлении государством. Такое срастание двух этих институтов отнюдь не способствует роли морального противовеса, которую религиозные лидеры должны играть по отношению к властям, как это было в библейские времена. Одна из самых драматичных сцен ТаНаХа, в которой после того как царь Давид завладел женой военачальника Урии, Бат Шевой, к нему пришёл пророк Натан. И рассказал Натан Давиду про богатого человека, который отнял единственную овцу у бедняка. «И сильно разгневался Давид на этого человека, и сказал он Натану: как жив Господь, человек, сделавший это, достоин смерти… И сказал Натан Давиду: ты тот человек!.. И сказал Давид Натану: согрешил я пред Господом» (Шмуэль II 12, 5-13).

У религиозных же партий Израиля подчас основная задача только в том, чтобы добиваться благоприятного для своих избирателей распределения бюджета.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора