— Шалом- шалом, уважаемый рав Эссас! Я нахожусь в процессе принятия иудаизма — изучаю Тору и иврит, стараюсь все соблюдать. К сожалению, пока не участвую в жизни общины и синагоги — очень волнуюсь, боюсь, что меня не примут, и откладываю.к, что еще недостаточно знаю и понимаю. Документы ищу — у меня еврейские корни есть, но, скорее всего, по мужской линии.
Вопрос такой: у меня плохие отношения с отцом. Он манипулятор и человек зависимый — может обманывать, вплоть до того, что него можно пострадать материально. Еще он гордится тем, что русский, и презирает мое стремление стать еврейкой.
Я сменила имя и фамилию (взяла мамину, еврейскую), что вызвало скандал.
Сейчас он хочет помириться (я уверена, что это ради его личных интересов). И мне хотелось бы соблюдать заповедь о почитании родителей, но у меня нет искреннего желания возобновлять общение с отцом. Как мне поступить?
Спасибо Вам большое!
Бат-Шева,
Челябинск
— Из Вашего описания своей ситуации (каких-то других сведений ни о Вас, ни о Вашем отце у меня, разумеется, нет) следует, что Вам не стоит, как мне представляется, поспешно мириться с отцом. Это может лишь навредить Вам обоим. Но и отталкивать его, конечно же — не надо.
Если он хочет помириться с Вами (такое желание, безусловно, вполне естественно для отца, который какое-то время по тем или иным причинам не контактировал с дочерью), ему, полагаю, надо прежде весьма основательно к этому подготовиться. И в первую очередь, возможно, серьезно пересмотреть свои жизненные позиции. В частности — углубить собственное понимание сути человеческих взаимоотношений. В том числе и отношений отца со взрослой дочерью. Да и вообще, в более масштабном плане — задуматься над тем, как устроен мир, в котором мы живем, расширить знания об основных принципах мироустройства. Эти знания необычайно важны для каждого человека, и еврея и нееврея. Такой путь для Вашего отца на данном этапе был бы, думается, самым правильным и перспективным.
Я также порекомендовал бы ему, скажем, раз в месяц писать Вам письма, в которых он в процессе своего духовного роста мог бы излагать собственные размышления о жизни, о тех внутренних переменах, которые происходят в его постепенно углубляющемся понимании истинного смысла и ценности межчеловеческого общения и т.п.
Советую не дискутировать с отцом по поводу содержания того, о чем он Вам напишет. Во всяком случае — на первых порах, получив от него несколько первых писем. Вероятно, потом, если Вы почувствуете в этом необходимость, можно будет высказать и какие-либо собственные суждения. Но с самого начала, с первого письма, не забывайте всякий раз в искренней и доброжелательной форме подтверждать, что Вы получили и прочли его послание. Спустя какое-то время, как мне кажется, Вы намного яснее увидите, в каких рамках лучше всего начать выстраивать линию перемирия с отцом.
Чтобы избежать совершенно ненужных ни отцу, ни Вам кандалов, недоразумений, недомолвок и обид, правильно было бы заранее предупредить его, что именно таким будет, если можно так выразиться, «алгоритм» Вашего поведения в ближайшее время.
И — последнее.
Очень важно, чтобы отец осознавал, что Вы не захлопываете перед ним дверь, что, вводя такой «ограничительный режим», Вы в перспективе хотите построить здоровые отношения c ним, основанные на позитивных и более надежных принципах.
Если все это Вам подойдет, я посоветовал бы очень четко и ясно с самого начала разъяснить отцу, что Ваше стремление стать еврейкой не может быть «предметом торга» и каких-либо дискуссий. Чтобы он не ждал от Вас и не надеялся на то, что Вы откажетесь от своего намерения пройти гиюр. Что на это у него нет ни малейших шансов. Конечно же, я, повторю — совершенно не знаком с Вашим отцом. И вполне допускаю, что ему могут не понравиться мои предложения, что дорогой, которую я попытался ему открыть, он не пойдет. Что ж, тогда Вам останется лишь ожидание. Быть может, лет через пять или десять до него все же дойдет, что мир устроен совсем не так, как он это сегодня себе представляет…
Отвечал рав Элиягу Эссас