В израильской печати появились юмористические статьи по палестинской проблеме. Ирония прет даже из заголовков. Например, «Три страны для двух народов». Автор подразумевает, что из нынешней Палестинской автономии способны возникнуть не одно, а целых два палестинских государства: одно – в Иудее и Самарии и второе — в секторе Газы. По случаю нового года эту шутку можно было бы развить. Например, так: «Четыре страны для двух народов». Поделим Израиль тоже на две части – одно государство будет в границах 1967 года, а другое – на территориях Иудеи и Самарии. А что? Когда-то я читал про подобный сюжет, всерьез обсуждавшийся поселенцами на «контролируемых территориях». Тем не менее, в каждой шутке есть доля правды. С точки зрения историка, в распаде Палестинской автономии на два государства нет ничего странного или невозможного. Исторических примеров – сколько угодно. Можно углубиться в далекую историю. Скажем, на острове Гаити нынче существует два государства – республика Гаити и Доминиканская республика. Но оба возникли из единой страны, появившейся на острове после восстания рабов под главенством Туссена Лувертюра — в эпоху Первой Французской республики и Наполеона Бонапарта. В одной живут и правят чистокровные негры, в другой – мулаты, рождавшиеся от помеси белых господ и черных рабынь. И надо же – обе расы настолько терпеть друг друга не могли, что предпочли разделить остров на два государства. А вот вам современный пример. После ухода британцев из Индии эта великая территория распалась на два государства – Индию и Пакистан. Основатель национально-освободительного движения Махатма Ганди взывал к народу: «Братья, что же вы делаете! Вы же этнически один народ – все индийцы. Вас разделяет только вера – индуистская у одних и мусульманская у других! Но никто же не собирается посягать на веру соседей! Почему мы не можем жить вместе, в одной великой Индии?» Индуист Махатма демонстративно дружил с мусульманами, обещая им всяческую поддержку в единой республике. Но был-таки убит индуистом-заговорщиком и страна окончательно распалась. Причем распалась на три региона. Основной занимали индийцы, но с запада и востока их сжимали два мусульманских анклава – на западе собственно Пакистан, а на востоке его штат — Бенгалия.
Этнически это, повторяю, один народ – индийцы (во всяком случае, с точки зрения сегодняшней этнографии). Религиозно тоже – и в Пакистане, и в Бенгалии жили мусульмане (а, кроме того, огромная мусульманская община осталась жить в собственно Индии, там даже президента выбирают из мусульман, чтобы подчеркнуть религиозную терпимость и равноправие). Аналогию, которую я подразумеваю, вы, конечно, поняли. Возникает страна, расколотая на два региона и находящаяся в этническом и религиозном конфликте с мощным соседом. Конфликт продолжается десятки лет. Он сопровождается постоянным террором. Мусульманский форпост распался на два региона – в силу естественной сосредоточенности религиозной общины верных Аллаху и на Инде, и в устье Ганга. Постепенно оказалось, что население Бенгалии недовольно тем, как им управляют из Исламабада, с берегов Инда. Наконец, у него появляется сильный лидер (Муджибур Рахман), и под его главенством Бенгалия объявляет себя независимым государством — Бангладеш. Пакистан не подавил мятеж: его армия была не в силах преодолеть территорию Индии, а войска, сосредоточенные собственно в Бенгалии, не могли справиться с повстанцами, которые получали помощь от Индии, радовавшейся возможности насолить вечному врагу. Теперь возвращаемся к теме, обыгрываемой в израильских СМИ. Если довериться индийской аналогии, то распад возможного палестинского государства на два не только вероятен – он явно неизбежен. Представьте, что ХАМАС, недовольный правлением ФАТХа, поднимает мятеж в Газе. Израиль точно не позволит Рамалле ввести туда войска. Хотя бы для того, чтобы потом иметь шанс проучить зарвавшихся исламистов в секторе Газы всей мощью своей армии, не опасаясь протестов ни от арабских стран, ни от «квартета». В результате получатся именно три государства для двух народов. Тем более, что сектор Газы территориально никак не связан с Иудеей и Самарией. Но кому от этого будет лучше – судить не берусь.
Михаил Хейфец специально для «Курсор-Инфо» 31 декабря 2006 г.
Опубликовал: