Свобода — это на сладкое…

В № 756 «Еврейского Мира» опубликована статья «Свобода слова или вседозволенность?» нашего постоянного автора Елены Махниной.

Лена — мой друг и мой постоянный оппонент на радио, в газете — везде. И в этот раз я не могу не возразить ей. Нет, в деталях я с ней, конечно, согласен. Но вот по существу…

Здесь, скорее всего, я навлеку на себя не только ее несогласие, но и праведный гнев всех тех, кто приехал в Америку за демократией, за свободой. Неважно, какой конкретно свободой: творчества, слова, совести, собраний — того, чего не хватало «там», и, что мы рассчитывали приобрести здесь.

Поскольку разговор зашел о свободе слова, демократии и прочей, на мой взгляд, химере, то давайте поговорим об этом «сладком слове свобода»…

Сегодня о свободе и демократии не говорит только ленивый. В словарях — от Даля до философского — я нашел массу определений абстракции под названием «свобода». Однако самое точное, на мой взгляд, значение этого понятия — в словаре по общественным наукам. Раздел — конная дрессировка: «Свобода — форма показа группы дрессированных лошадей, выступающих под управлением дрессировщика, который управляет лошадьми, идущими по кругу при помощи длинного кнута-шамбарьера». Замените слово «лошадей» на «людей», слово «дрессировщика» на «власть» и «шамбарьер» на «закон» — и ничего более соответствующего сути слова «СВОБОДА» вы не найдете.

В своей статье Лена негодует по поводу понимания свободы как вседозволенности: «… Я задала студентам вопрос: «Почему вы приехали в Америку»? Ответы были совершенно разные и среди них: «Америка привлекает наличием разнообразных свобод». «Что же такое свобода?» — спросила я и услышала: «Свобода — это когда можно говорить и делать все что хочешь».

Не вижу причин для негодования. Студентка права. Потому как если нельзя говорить и делать все что хочешь, это уже не свобода! Есть социологизм, что «твоя свобода ограничена свободой других людей». Справедливый посыл. Но в таком случае реальная свобода возможна только там, где она не ограничена ничьей другой свободой, т. е. там, где нет никого другого. Например, на необитаемом острове… Замечу, что абсолютно лично свободен был Робинзон Крузо. Этот художественный персонаж был культурным человеком, способным не только не умереть, но и почти тридцать лет прожить на необитаемом острове. На этом острове он никому и ничем не был обязан. То есть был абсолютно свободен. Но поскольку Робинзон был умным, то все тридцать лет он только и делал, что пытался избавиться от своей личной свободы. Почему он ненавидел то, что нынче так расхваливают демократы? Да потому что, как только человек набирается хоть немного ума, он начинает понимать: оказывается, меньше всего ему нужна свобода.

Поэтому, где бы мы ни находились, стараемся сбиться в кучу: коллективы, общины, комьюнити, партии и т. п.

Но вернемся к студентам, к возможности делать и говорить все, что хочешь, к нашей жизни в Америке.

Повторяю: согласен с высказываниями Л. Махниной, что «свобода слова не отменяет этические нормы», что свобода рекламы не может сводиться к «охаиванию коллег по бизнес-цеху…».

Я не согласен с другим: с самим понятием того, что человек, живущий в обществе, может быть свободным. Теоретически, конечно, может. А вот реально за эту «теоретическую свободу» платить нужно отнюдь не теоретически.

Да, я свободен в выборе: идти утром на работу или развлекаться в казино. Парковаться в разрешенном или не разрешенном месте, курить или не курить там, где курение запрещено. Но и мой работодатель свободен в решении уволить меня или закрыть глаза на прогул. А за «свободу» парковки и курения придется платить. Таких примеров можно привести множество, и каждый из них подтвердит, что любая попытка почувствовать себя свободным либо абсолютная химера, либо требует такой оплаты, что поневоле предпочтешь жесткие рамки правил и законов.

Теперь о рекламе и о корректности. Критиковать в газете (выживающей благодаря рекламе) рекламные тексты — самоубийство. Но не пожалейте часа в день и послушайте тексты на русском радио, посмотрите рекламные ролики на ТВ, и вы поймете, кем считают нас «специалисты» по рекламе. При всей корректности (никто не хает своих конкурентов…) становится понятным, что у данного конкретного рекламируемого бизнеса все намного лучше и дешевле, чем у конкурента. Но, не дай Б-г СМИ или кому бы то ни было кого-то покритиковать!

Среди наших читателей есть живущие в США более десятка лет. Кто-нибудь когда-нибудь слышал, читал, смотрел по ТВ хотя бы один критический материал, хотя бы один фельетон о плохо работающем бизнесе? Только здесь, в Бруклине, тысячи различных магазинов, адвокатских и медицинских офисов, станций и мастерских по ремонту чего угодно — от одежды до автомобилей… Что, все они идеально работают? На них нет ни одной жалобы?

Лена Махнина ссылается в своем материале на «Better Business Bureau, структуру, регистрирующую все жалобы и нарушения».

Великолепная и, наверное, нужная структура. Но кто-нибудь читал в русскоязычных СМИ любого уровня и направленности хотя бы строчку отчета этого «Bureau» о том, на кого и по какому поводу поступали жалобы, и какие меры были приняты?

Госпожа Махнина приводит шокировавший ее случай: «Не успела зайти в магазин, как мне задали вопрос, посетила ли я магазин соседний, и если да, то мне настоятельно советуют там ничего не покупать, потому что они жулики и мебель продают ужасную, и цены у них высокие, и вообще их завтра закроют…». «Как же так можно?» — подумала я и решила, что это так называемые пробелы в воспитании…».

А что если этот «ужасный» совет соответствовал действительности? Что если это не «пробелы в воспитании», а честная и объективная информация, продиктованная желанием помочь и не попасть впросак? Когда я только приехал в США, мне не советовали ходить по ночам и в одиночку в районе Гарлема. И не советовали арендовать квартиру в этом районе… По ряду причин, которые известны многим… Эту рекомендацию мне дал агент real estate, расположенного в Бруклине. Могу ли я считать, что он тем самым «охаял» своего коллегу-конкурента из Гарлема?

Далее… За более чем 15-летний опыт жизни в Нью-Йорке я сталкивался как минимум с тремя-четырьмя десятками бизнесов (магазины, рестораны, станции техобслуживания и т. п.), в которых клиентов элементарно надували, либо завышая цены, либо не оказывая обещанного сервиса, либо просто мороча голову, пока клиенту не надоест и он не плюнет на потраченные деньги и время. Я бы мог дать достаточно полезные и обоснованные советы, в какие фирмы не обращаться, в какие рестораны лучше не ходить и в каких магазинах лучше не покупать продукты (особенно если эти продукты для детей…). Но где и как? Будучи журналистом, я не мог опубликовать ни в одной русскоязычной газете свои путевые заметки после приобретения печального опыта обращения в одну из туристических фирм. Эта фирма рекламирует свои сомнительные услуги практически во всех русскоязычных СМИ. Естественно, никто не хочет быть «некорректным», давая негативную информацию о рекламодателе, тем более, не хочет терять «жирную» рекламу.

Я свободен писать или не писать, газеты свободны в решении публиковать или не публиковать, а фирма свободна надувать или не надувать своих клиентов. Свобода, блин, свобода!

Лена Махнина, будучи человеком максимально корректным и сдержанным, пишет: « Я никогда не позволила себе публично обвинить какие-либо бизнесы, отдельных людей в нечестности или непорядочности».

Почему?! Неужели г-жа Махнина с ее немалым опытом жизни в Америке, с ее опытом профессионального постоянного контакта с различными бизнесами не встречала нечестные и непорядочные бизнесы или людей?

Кого и, главное, как предупредила она о нечестности и непорядочности? Не сомневаюсь, зная ее непримиримость к любой несправедливости, в том, что она делала все от нее зависящее, чтобы эту несправедливость наказать и устранить.

Но ДО ТОГО как были приняты меры, кто-то продолжал пользоваться услугами нечестных и непорядочных? Может, все-таки стоило предупредить? Даже если это и не совсем корректно?

Так свободны мы или не свободны? И от чего свободны? Нет, господа, не обольщайтесь… Вспомните известную пословицу: «Орлы летают в одиночку. Бараны сбиваются в стадо…». Орел свободен в своем полете. Баранам необходим пастух и кормушка… А во всем остальном — полная свобода… Даже в попытке полетать…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора