О национальной гордости евреев

Дорогой Сай!

Как всегда с интересом прочёл твою статью «Почему вы гордитесь тем, что вы еврей?» Вопрос поставлен несколько провокационно, что, как известно, совсем не противопоказано хорошей журналистике. И сразу начинаешь себя спрашивать: а я тоже испытываю национальную гордость? А на чём она основана?

И вот если на первый вопрос я готов ответить положительно, то второй, честно признаюсь, вызывает у меня затруднения. Действительно, почему я горжусь своим еврейством? Я не считаю евреев лучше других (как, впрочем, и ты. Верно?) Ну, много лауреатов Нобелевской премии, это да, но при этом сколько угодно дураков (как бы не задеть читателей…). Ты опять же прав, что на всякого добродетельного еврея найдётся прохвост и негодяй. Это, так сказать, негативная часть аргументации: «не на основании этого…». Но вот ты переходишь к позитивной части, то есть пытаешься обосновать свою национальную гордость. И тут, извини, я начинаю сильно сомневаться…

Разумеется, на столь интимный вопрос, который поставлен тобой в заглавии статьи, могут быть разные ответы, и правильными могут быть несколько или даже много: у разных людей разные на этот счёт переживания. Таким образом, я не говорю «ты не прав», а только «я с тобой не согласен». И вот почему.

Ты пишешь: «… Евреи как народ в подавляющем большинстве всегда вовлечены в события, которые, по их мнению, совершаются на благо общества, гуманитарного прогресса и всего человечества. И их не волнует, будет ли от этого выгода для них самих или для всех евреев вообще».

Ой, может, лучше бы они подумали об этом… Почему евреев в массе чужие дела волнуют больше чем свои? Почему они стремятся облагодетельствовать «всё человечество»? Помнишь, тридцать лет назад в Лос-Анджелесе, когда мы выходили на демонстрации в поддержку советских евреев во время гастролей какого-нибудь советского ансамбля, к нам обращались милые, интеллигентные еврейские дедушки и бабушки: «Ну зачем же мешать людям жить и наслаждаться искусством?» А ты, помню хорошо, отвечал: «А стали бы вы упрекать нас, если бы мы демонстрировали в защиту китов? Или за права гомосексуалистов?» И добрые еврейские старички как-то сразу скисали, лепетали что-то невнятное, стушёвывались…

Почему это, Сай? Почему евреи так любят становиться в позу защитников того, что их прямо не касается? Казалось бы, одного опыта русской революции предостаточно: за что боролись, на то и напоролись… Понятно, что евреи не любили царский режим, который третировал их, как последних нелюдей. Ну так боритесь за своё равноправие. В то время, вспомним, был уже сионизм, и Зеэв Жаботинский предупреждал, что участие евреев в русской революции добром не кончится – ни для евреев, ни для революции. Троцкий как-то с гордостью заявил: «Я не еврей, я русский социал-демократ». Ну и кто скажет о нём доброе слово в сегодняшней России? Или известный богач и меценат Джордж Сорос. Помчался в Россию, потратил миллионы на российскую культуру и социальное устройство – и что? С оскорблениями и матюгами был выдворен из страны как шпион и агент сионизма.

А вот более близкие нам примеры: движение за равноправие чернокожих. Ты с гордостью пишешь: «В борьбе за права чернокожих в Америке опять-таки участвовало несоизмеримо большее число евреев, причем, участвовали они не только лично, но и давали на эту борьбу большие деньги». И что же получилось? Что сегодня наиболее антисемитски настроенная часть американского населения – это черные. Если, конечно, не считать мусульман, но они ведь в большинстве своем эмигранты из антисемитских стран, а черные – это уж, прости, наше собственное, доморощенное…

Я не знаю, почему это так, но закономерность такая существует. Никто не скажет нам спасибо за наше «активное участие», скорее, наоборот. Возможно, было бы больше толку, если бы мы не были такими замечательными альтруистами, такими бескорыстными идеалистами, а занимались бы в основном своими делами?

И почему это интеллигентные евреи так любят неестественную позу альтруиста, которому не важны его собственные интересы? Я с ужасом наблюдаю, как растёт число евреев, которые во всеуслышание объявляют существование Израиля незаконным. «Создание Израиля было ошибкой», – написал недавно в «Вашингтон пост» Ричард Коэн, один из столпов «прогрессивной» журналистики. Каково? Неужели они, пролившие столько слёз по поводу Холокоста, не понимают, чему прокладывают дорогу? Конечно, понимают, но эффектная поза арабского радетеля им дороже. «Вот я какой – хоть еврей, но против Израиля, за справедливые требования палестинского народа». А как же, хочется их спросить, «Never аgain»?

Да ты и сам, вроде бы, знаешь цену этим левым позёрам, когда пишешь: «Любое движение, ставящее своей целью сражение за будто бы гуманные и добрые дела… привлекает евреев, как магнит, хотя чаще всего руководствуются они скорее эмоциями, нежели логикой и здравой оценкой возможных последствий». Точно сказано! Так чем же тут гордиться? По мне, куда большего уважения заслуживают люди, способные оценить последствия своих действий, «слышать будущего зов» – как сказал поэт. Те же сионисты, например, Герцль, или Жаботинский, или Голда Меир.

Что касается безмозглых позёров, не думающих о последствиях своих поступков, то расскажу следующее. Не так давно ко мне обратилась редакция выходящего в Израиле многотомника «Русские евреи за рубежом». Меня просили написать статью о весьма уважаемом еврейском общественном деятеле и журналисте. Я долго не знал, как подойти к теме. Идею неожиданно дала сама редакция, назвавшая этого деятеля кем-то вроде «неутомимого борца за прогрессивные ценности» или что-то в таком роде. В своей статье, которую я писал с удовольствием, я постарался показать, что герой моего очерка никогда не был «активистом вообще», который бросается от одной «борьбы за…» к другой. Он всегда был и остаётся прежде всего хорошим евреем, которому больно, если где-нибудь в мире обижают его соплеменников. Это вовсе не значит, что он ограниченный националист. Он возмущается и геноцидом в Руанде, и преследованием черных в Судане, и депортацией японцев во время мировой войны. И не только возмущается, но готов поддержать обиженных конкретными действиями. Вместе с тем, он никогда не теряет перспективы и умеет отличать свои дела от не своих – важных, но не своих…

А знаешь, Сай, кто он, герой моего очерка? Не догадываешься? Это ты, Сай Фрумкин.

Вот и разрешение нашего несогласия. Сам-то ты ведь совсем не такой – так чего ты гордишься активистами, не способными в своих поступках, по твоим же словам, «руководствоваться логикой и здравой оценкой возможных последствий»? Разве нет у нас ничего иного, более достойного нашей гордости?

С дружескими чувствами, твой Владимир Матлин

Статья публикуется с любезного разрешения уважаемого Сая Фрумкина

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора