В понедельник, 25 июля, в Филадельфии начал работу Национальный съезд Демократической партии, который утвердит кандидатом в президенты Хиллари Клинтон. Съезд проходит на открытой спортивной арене Wells Fargo Center и официально открылся в 3 часа дня, но 6 тысяч основных и резервных делегатов, 15 тысяч репортеров, делегатов и от 30 до 50 тысяч протестантов начали съезжаться заранее. Число гостей съезда не указано, а Wells Fargo Center вмещает 19,5 тысячи зрителей.
Почетными гостями и ораторами съезда стали президент Барак Обама с женой Мишель, вице-президент Джо Байден, экс-президент Билл Клинтон, который доводится мужем кандидату в президенты, их дочь Челси Виктория Клинтон Мезвински, которую не называют по фамилии мужа, и сенатор Берни Сандерс, который упорно, но безуспешно соперничал с Хиллари Клинтон на первичных выборах. По данным CNN, 604 «суперделегата» съезда поддержат Хиллари Клинтон и 47 останутся на стороне Сандерса. Для номинации кандидату демократов нужно 2382 делегатских голоса, и у Хиллари Клинтон их 2814, а у Берни Сандерса 1893.
В предварительном списке выступающих я насчитал 16 сенаторов, 18 членов Палаты представителей, 7 губернаторов и 10 мэров, а также отметил баскетболистов Карима Абдул-Джаббара и близнецов Джейсона и Джаррона Коллинзов. От имени штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон восславят сенаторы Шумер и Джиллибранд, губернатор Куомо и мэр де Блазио. К этому списку добавились еще несколько видных политиков и знаменитостей, а последним стал бывший мэр Нью-Йорка миллиардер Майкл Блумберг, решивший поддержать Хиллари Клинтон.
Вести съезд должна была генсек Демократической партии Дебора Вассерман-Шульц, 49-летняя депутат Палаты представителей из Флориды, но тут произошла досадная для партии накладка. Неизвестные хакеры взломали базу данных Национального комитета Демократической партии и выложили в сеть больше 19 тысяч электронных писем, из которых явствует, что в период первичных выборов аппарат партии поддерживал Хиллари Клинтон и всячески опускал Берни Сандерса.
В команде Клинтон этому скандалу, как и «сервергейту», не придали значения и, желая извлечь из него хоть какую-то пользу, намекнули, что следы хакеров ведут в Россию, президент которой благоволит кандидату республиканцев Дональду Трампу и пользуется взаимной симпатией.
Дебби Вассерман благоразумно решила уйти в отставку, и работой съезда будет руководить вице-председатель партии — 56-летняя афроамериканка Донна Бразиле. Смирившийся со своим поражением Сандерс решил не мутить воду на съезде и в воскресной телепрограмме ABC This Week заявил, что «не потрясен, но разочарован» поведением партаппарата. Барак Обама и Хиллари Клинтон поблагодарили Вассерман-Шульц за отличную работу и преданность партии. Трамп в своем твиттере написал, что всегда считал Дебби Вассерман-Шульц переоцененной, а «съезд демократов трещит по швам, Берни угас и энергии не осталось».
Поскольку среди участников съезда в Филадельфии два президента, один вице-президент и один экс-президент США, которые находятся под охраной Секретной службы, ей поручена основная забота о безопасности, а помогут ей ФБР, городская полиция и, как сообщил новостному изданию Philly.com бывший замминистра внутренней безопасности Джек Тормачи, «до сотни правоохранительных служб». На охрану съезда Министерство юстиции выделило Филадельфии 43 155 141 доллар, куда входят расходы на полицию, пожарных, скорую помощь, взрывотехников и разные мелочи от красных конусов на дорогах и мотоциклетных шлемов до зарядных устройств и батареек для смартфонов. Периметр Wells Fargo Center надежно оцеплен, вдоль дороги установлены решетчатые заборы, а сама дорога утыкана бетонными надолбами, словно там готовились дать отпор не мирным шествиям реакционеров Трампа или революционеров Сандерса, а частям игиловского спецназа. Следует отметить, что на охрану съезда республиканцев в Кливленде Минюст дал 49 млн долларов.
Съезд Демократической партии под девизом «Сильнее вместе» проходит в Филадельфии, которую называют Городом братской любви, через неделю после съезда республиканцев, и его организаторы загодя сообщили, что, «пока Дональд Трамп продолжает свой раскольничий слет в Кливленде опасными идеями, которые угрожают нашей экономике и национальной безопасности, демократы готовятся представить в Филадельфии ясную картину выборов: строить стены и разделять людей или оптимистически объединять мнения, чтобы каждый играл роль в создании нашего будущего».
Открыла съезд первая леди Мишель Обама, а возможный «первый джентльмен», то есть муж первого в истории США президента-женщины, выступит на второй день. Действующие президент и вице-президент скажут Хиллари Клинтон свое похвальное слово на третий день съезда, а сама она появится на четвертый, после того как ее отрекомендует дочка Челси. Майкл Блумберг выступит на съезде в среду, в один день с Бараком Обамой.
После официального провозглашения Хиллари Клинтон кандидатом Демократической партии в президенты и ее тронной речи съезд завершит работу. На следующий день, 29 июля, в парке Independence Mall пройдет многолюдное ралли во славу кандидата и ее напарника Тима Кейна, сенатора и бывшего губернатора штата Вирджиния, а до этого мэра Ричмонда, столицы штата. В программе CBS This Morning Клинтон сказала ведущему Чарли Роузу, что Тим Кейн «никогда не проигрывал выборы» и был «мэром, губернатором и сенатором мирового класса».
О своем решении выбрать в вице-президенты 58-летнего Кейна Хиллари Клинтон «с волнением» сообщила своим сторонникам в твиттере 22 июля и в тот же день по телефону сказала об этом самому Кейну. На следующий день она сделала это официально, появившись с ним в Майами на митинге в International University, а затем в телепрограмме CBS 60 Minutes.
Среди возможных кандидатур на этот пост Кейн не значился фаворитом, и 8 лет назад Барак Обама тоже вносил его в шорт-лист возможных вице-президентов, но выбрал Джо Байдена. Политкорректными фаворитами в шорт-листе Хиллари Клинтон значились сенатор Элизабет Уоррен с 1/32 доли крови индейцев племени чероки, за что мужлан Трамп прозвал ее Покахонтас, и сенатор-афроамериканец Кори Букер, но в итоге она решила, что это будет чересчур и нельзя забывать про голоса белых мужчин. К тому же Кейн свободно говорит по-испански и в молодости работал волонтером в Гондурасе, помогая миссионерам-иезуитам в католической школе.
Примерный муж и отец троих детей Тим Кейн стал сенатором 4 года назад, до этого возглавляя Национальный комитет Демократической партии. «Одна из самых замечательных черт Тима, — сказал о нем его друг и бывший партнер в юридической фирме Том Вулф, — ему не нужны звания. Можно сидеть рядом с ним в самолете, пролетая через всю страну, и он не скажет, что был губернатором или сенатором». Другие знакомые Тима Кейна, очевидно, читавшие Некрасова, говорят, что на Белый дом его сподвигли не корысть или престиж, а миссионерское желание католика нести народу разумное, доброе и вечное, за что народ должен сказать спасибо сердечное. В июне Кейн подтвердил это в интервью телеканалу C-SPAN словами: «Я делаю то, что делаю, по духовным соображениям».
В пятницу агентство АР написало, что «в одних из самых поляризованных выборов в современной истории политический стиль Кейна будет ярким контрастом зачастую поджигательской риторике и агрессивным личным нападкам кандидата республиканцев Дональда Трампа». Можно было бы объективности ради добавить, что с той же целью Трамп взял в напарники спокойного и уравновешенного губернатор Индианы Майка Пенса, хотя, кроме сдержанности, общего у них только сыновья-морпехи.
Узнав о выборе Хиллари Клинтон, забияка Трамп в ту же пятницу в своем твиттере назвал Кейна «коррумпированным», а всю команду Кейна, Клинтон и Обамы — «абсолютными инсайдерами» в отличие от него, чистюли-аутсайдера.
Речь Трампа на съезде республиканцев в Кливленде длилась больше часа и стала самой длинной кандидатской речью в истории предвыборных съездов обеих партий. За 75 минут ставленник Великой старой партии обещал вернуть ее в Белый дом и сделать Америку «щедрой и теплой страной… где правят закон и порядок». Администрацию Барака Обамы и его бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон кандидат республиканцев обвинил в бедах Америки внутри и снаружи, заявив, что при Обаме «наши дороги и мосты рушатся, наши аэропорты пребывают в состоянии, больше похожем на третий мир, сорок три миллиона американцев получают продовольственные талоны». Это внутри страны, а снаружи, по словам Трампа, «сегодня Америка гораздо менее безопасна, а мир гораздо менее стабилен, чем до решения Обамы поставить Хиллари Клинтон во главе американской внешней политики».
Речь Трампа в Кливленде прозвучала пушечным залпом по демократам. 22 июля штатный корреспондент New York Post и бывший артиллерист Армии обороны Израиля Ярон Штейнбух, ссылаясь на «мгновенный опрос» (snap poll), сообщил, что три четверти американцев восприняли речь Трампа в Кливленде позитивно и 24% негативно. Этот опрос, проведенный CNN/ORC сразу после кливлендского съезда, установил, что 57% американцев считают номинацию Дональда Трампа «очень положительной» и 18% «кое в чем положительной».
Авторитетный «опросчик» республиканцев Фрэнк Ланц в своем твиттере написал: «Помяните мое слово, эта речь может поставить Трампа рядом или впереди Хиллари Клинтон даже в понедельник, когда у демократов начнется съезд».
Речь Трампа прозвучала так, что 22 июля газета Washington Post напечатала редакционную статью «Дональд Трамп — уникальная угроза американской демократии», где отмечается, что до недавних пор Трампа считали угрозой истеблишменту республиканцев, но после номинации он стал «вызовом, которому должна противостоять страна». Отметив «совершенную непригодность» Трампа для работы президентом и по опыту, и по характеру, газета пояснила, что его взгляды «неверны в оценках проблем Америки и опасны в предложениях решить их».
На следующий день Washington Post поместила статью гроссмейстера Гарри Каспарова «Дональд Трамп напоминает мне Владимира Путина — и это ужасно». Каспаров, возглавляющий международный Фонд защиты прав человека (Human Rights Foundation), написал, что «мрачная и пугающая речь Трампа на съезде Республиканской партии в четверг привела ученых и историков к сравнениям от Джорджа Уоллеса в 1960-е годы до Бенито Муссолини в 1930-е». Соглашаясь с этим, Каспаров в речи Трампа «увидел американскую версию брутально эффективной пропаганды страха и ненависти, которыми окутал сегодня Россию Владимир Путин».
Полностью соглашаясь с шахматным маэстро по поводу Путина, соглашусь и с тем, что Дональд Трамп «уникальная угроза» — только не американской демократии, а американским демократам.
Бывший председатель Национального комитета Республиканской партии Генри Барбур сказал агентству АР, что прощает Трампу его вольности. «На каждом съезде каждая кампания совершает ошибки, — объяснил он. — Это июль. Самое время для тех, кому нужно понять, почему Дональд Трамп — лучший выбор, чем Хиллари Клинтон. Он не Джордж Вашингтон и не Авраам Линкольн, но куда лучше, чем Хиллари Клинтон».
Начавшийся в понедельник, 25 июля, съезд в Филадельфии попытается доказать обратное.