Владимир Янкелевич
“!זה מה שיש ועם זה ננצח” —
«Это то, что есть, и с этим мы победим!»
Поговорка старшин израильской армии при раздаче обмундирования.
Политики, стоящие у руля государств, обычно говорят, что ведут свои страны к заданным ими и принятым населением целям. Возможно они в это верят, возможно лукавят, просто работа такая… Однако, как строить рациональный план действий, когда одновременно на этой же площадке свои планы строят друзья и враги, играют в игру, правила которой каждый назначает для себя сам, да и все время непредсказуемо их меняет? Участники этой игры очень часто оставляют в стороне рациональные расчеты и руководствуются непонятными для других иррациональными мотивами.
«… политические события есть результат причудливого сочетания рациональных расчётов, в своём понимании каждой из сторон своих интересов и предполагаемых интересов друзей, партнёров, соперников и врагов (причём, классификация «кто есть кто по отношению ко мне» у каждого своя собственная) и иррациональных фобий, коллективных мифов и тараканов в головах… то, что в одних головах, в одной системе ценностей представляется самоубийственным идиотизмом, в других головах, при другой аксиоматике выглядит совершенно рациональной, продуманной, мудрой и дальновидной политикой…»
Из отзыва к статье «Талант предвидения, или Еще раз о любви к забытым граблям»
Вот так и получается, что желаемые и реально достигаемые цели вообще совпадают крайне редко, а в нашем сложном регионе, похоже, вообще никогда…
Вот Франция, так и не сумев справиться с террористами на своей территории, решила задобрить их ультиматумом Израилю: либо мирный процесс, либо признаем Палестину… Пошантажировали, ничего не добились и заменили главу МИДа, Фабиуса на Марка Эро. Тогда и шантаж вместе с Фабиусом, похоже, сняли с повестки дня.
Тем временем, по сообщению The Wall Street Journal, Белый Дом решил украсить завершение каденции Барака Обамы успехами в разрешении израильско-палестинского конфликта. В общем-то, уходящему Обаме затевать новые инициативы вряд ли стоит, нужно думать, как бы не ухудшить положение Демократической партии перед выборами, но когда нечего делать, берутся за “великие дела”.
Однако, успехи на Ближнем Востоке у Белого Дома есть, правда не совсем те, которые планировались. Ну, так это обычно. На них и остановимся поподробнее.
Важнейшим событием (не успехом), повлиявшем на расклад сил в регионе, явилось «Соглашение по ядерной программе Ирана». В этом соглашении “Великие Миротворцы” оставили в неприкосновенности иранскую программу совершенствования средств доставки ядерного оружия и открыли доступ к замороженным миллиардам. Естественно, без этих миллиардов, было сложно поддерживать всех прокси-террористов и проводить ракетные испытания, сейчас стало много проще.
Вашингтон немедленно заявил, что ракетные испытания Ирана не являются нарушением Венских соглашений о прекращении ядерной программы в обмен на снятие экономических санкций. То есть, сначала по требованию Ирана согласились убрать пункты о ракетных испытаниях из «Соглашения», — ну, переиграл Иран западных переговорщиков, — а теперь сделали этот провал удобным аргументом. Вообще-то общеизвестно, что ядерная программа, которая и является предметом «Соглашения», состоит из двух главных компонентов — собственно ядерной бомбы и средств ее доставки, но нужно же как-то делать красивую мину при провальной внешней политике. Иран испытывал ракеты дальностью в 2000 км. До США не долетят, а до Израиля и Саудовской Аравии запросто. Почему это должно волновать США?
Что действительно волнует американцев, можно увидеть из новостных сообщений CNN. Там много чего: выборы-2016, взрыв бытового газа в Сиэттле, скандал с допингом М.Шараповой и… никакого следа ракетных испытаний Ирана. Это Америка! Что ей периферия мира?
А Иран, наш региональный “плохиш”, действует достаточно активно. В феврале австралийские ВМС задержали в океане торговое судно с грузом оружия. Корабль шел из Ирана, и все члены команды были иранцами. Судно должно было доставить оружие хуситам в Йемен. То есть иранская поддержка своих прокси и подпитка региональных конфликтов не снижается.
В таких условиях определенное сближение США с Ираном вызвало вполне предсказуемый результат. Суннитским монархиям стало понятно, что полагаться на защиту США опасно, нужно защищаться самим, самим противостоять иранской экспансии.
Примеров — масса: действия США по гарантиям Украине в Будапештском меморандуме, и ранее – во время грузинской войны. И «Соглашение» с Ираном, естественно. Где это, а где Аравийский полуостров? Но Саудиты, выстроившие свою концепцию безопасности в виде опоры на американский щит, увидели со всей очевидностью, что этого щита нет. Выбор у них не очень большой.
Для начала был создан «Исламский военный альянс по борьбе с терроризмом» с Саудовской Аравией в виде движителя новой структуры. Естественно, подобная инициатива вызвала вполне обоснованные сомнения. Мало ли что за столом переговоров насоздают арабские страны!
Но ситуация получила развитие — над аравийским полуостровом зазвучал «Северный гром» — (“Northern Thunder”), 18-дневные военные учения по боевому слаживанию объединенных вооруженных сил из более, чем 20 арабских и исламских стран. Задействованы свыше 350 тысяч военнослужащих, 2500 боевых самолетов, 20 тысяч танков и 460 вертолетов, подразделения противовоздушной обороны. Причем, страны выставили свои самые боеспособные силы и самую мощную технику, включая истребители F16 и Typhoon, вертолеты Apache и системы ДРЛО AWACS. Интересно, что США и другие западные державы к участию в учениях приглашены не были.
Эти крупнейшие и наиболее важные военные учения в истории региона стали первыми реальными действиями «Исламского военного альянса по борьбе с терроризмом». Эр-Рияд заявил, что «Северный гром» демонстрирует стремление участвующих в нем государств к безопасности и стабильность в регионе. Про то, что эти учения вполне понятный месседж Ирану, демонстрирующий серьезность намерений арабских государств, Эр-Рияд промолчал.
Сам факт подобных учений говорит о том, что страны-участницы полностью согласны с ви́дением Саудовской Аравии о путях урегулирования проблем в регионе, и это — явно не тот путь, где заявляют, что «военного решения у проблемы нет».
Если война в Сирии закончится сохранением режима Асада, то Иран и Хизбалла будут там доминирующей силой на долгие годы. Этот сценарий, благодаря поддержке России, становится вполне реальным. Но он же — и самый неприемлемый для суннитских стран, его Саудовская Аравия и Турция хотят избежать любой ценой.
Помешать такому развитию событий может военное вмешательство в ход боевых действий в Сирии. Когда какая-либо страна собирает силы для вторжения, то стандартным способом операции прикрытия такой подготовки являются как раз военные учения. «Северный гром» для этого вполне подходит.
Иметь вооруженные силы вторжения — условие необходимое, но не достаточное. Действия на территории Сирии требуют сложной логистики, участия других стран. Переместить войска из Саудовской Аравии в Сирию возможно либо через Иорданию, либо по морю в Турцию и затем дальше в Сирию. Но нужно обеспечить их охрану, материально техническое снабжение, обеспечить подвоз боеприпасов, что становится сложной задачей при ведении длительных боевых действий на удалении от своей территории.
Кроме того, важнейшим фактором является качество вооруженных сил. И если об оснащении саудовской армии современным оружием известно достаточно хорошо, то о квалификации военных мало что известно. Но предполагать, что их противник намного компетентнее не стоит.
Как бы то ни было, если иранцы укрепятся в Сирии, то саудитам воевать все равно придется, но только в худших условиях и, вполне возможно, что на своей территории, поэтому военная акция против режима Асада вполне вероятна.
Но не военной операцией единой дело делается.
Сильнейший политический удар по Ирану Саудовская Аравия нанесла, признав Хизбаллу и аффилированные с ней структуры террористическими организациями, а их лидеров — террористами.
Хизбалла имеет длинную историю подрывной диверсионной деятельности в странах Залива. Это началось не сегодня и не сегодня закончится.
Например, еще в 1985 году была предпринята попытка покушения на жизнь эмира Кувейта шейха Джабера аль-Ахмада аль-Сабаха путем подрыва легкового автомобиля. Подобных примеров множество, у арабских стран немало причин ненавидеть Хизбаллу и ее иранских покровителей. С помощью агентов Хизбаллы Иран, опираясь на шиитские группы населения, дестабилизирует ситуацию в странах Залива, поддерживает йеменских хуситов, устраивает теракты и вербует местную молодежь в ряды экстремистов.
Да, это было сильным шагом — признать Хизбаллу и всех ее политических, военных лидеров террористами, но почему для этого потребовалось столько времени?
В общем-то, это не секрет. Таким невоенным образом Саудовская Аравия вступила в сирийскую войну. Саудиты отозвали пакет финансовой помощи Ливану стоимостью в четыре миллиарда долларов. Ущерб вполне сопоставимый с военными действиями. Помимо этого, Саудовская Аравия вводит санкции против физических и юридических лиц Ливана за связи с террористической организацией Хизбалла. Ливану придется задуматься и понять, что Хизбалла ему дорого обходится.
Тегеран и Хизбалла тут же назвали страны ССАГПЗ подсобниками сионистов, мешающих отстаивать права народа Палестины. Видимо надеялись взбаламутить арабскую улицу. Улица осталась равнодушной, возбудились только израильские коммунисты и партия израильских арабов «Балад», представленные в Кнессете.
Это прямое выступление в защиту врага Израиля израильскими маргиналами вполне ожидаемо. Возможно, этим они помогут понять избыточно толерантной израильской Фемиде разницу между свободой слова и враждебной антигосударственной деятельностью.
Безусловно, в арабских странах найдутся радикальные элементы, для которых ненависть к Израилю является смыслом жизни, но сегодня этот фактор суннитскими правителями уже не принимается в расчет. Король Бахрейна прямо заявил о необходимости установление дипломатических отношений с Иерусалимом. Международные аналитики в один голос говорят о том, что сегодня арабские страны пересмотрели свое отношение к Израилю — спасибо Ирану с его планами построения «шиитского полумесяца».
Так что, для Израиля пришло время признания арабским миром? То, чему не смогла помочь Шестидневная война, поможет иранская угроза?
Похоже, что так. Израиль — самое сильное государство в регионе, он способен и в одиночку дать реальный отпор иранской агрессии. Такими потенциальными союзниками не разбрасываются.
Не менее важно значение Израиля в борьбе с террористами Хизбаллы. Сегодня, при полной поддержке арабских стран, этих террористов можно и должно уничтожить.
В редакционной статье иранского сайта www.presstv.ir утверждается, что американские официальные лица, чьи имена не упомянуты, предупредили Бейрут: режим Тель-Авива планирует начать новую войну против Ливана. Источником информации американцев названы израильские официальные лица, якобы сообщившие американским коллегам о заинтересованности Израиля в нападении на Ливан в свете саудовского стратегического сдвига в политике.
Было это или не было, реальный это факт или обычная «утка», — неизвестно, иранцы говорят то, что им выгодно, но факт состоит в том, что у ССАГПЗ и Израиля есть серьезные общие интересы. Они, так же, как и мы, не хотят усиления радикального ислама в регионе, нуждаются в стабильности и безопасности границ. Им не нужны политические потрясения, поэтому сотрудничество между нами и арабским миром вполне возможно.
А, в этом ключе -колоссальный рост военных закупок современного оружия и конкретная военная подготовка. Второе – создание суннитами собственного «НАТО» – «Исламского военного альянса по борьбе с терроризмом» и отработка его действий в форме мощных военных учений. А в регионе есть Израиль, с которым нет никаких значимых спорных вопросов.
Израиль – страна, способная быть важнейшим союзником суннитов, особенно в свете последних ракетных испытаний Ирана. Не забудем, что Израиль может оказать эффективную помощь в ПРО даже просто со своей территории.
Действия против Ирана могут вестись не обязательно, как говорится, в лоб, ассиметричные – достаточно эффективны. Например, действия Саудитов в Йемене и Израиля против Хизбаллы.
Но это не все. Доминантой многих возражений стоит тезис «арабам нельзя доверять». А кому можно? Например, на Ближнем Востоке достаточно тех, кто считают, что США нельзя доверять. А России можно?
Я думаю, что доверие определяется экономикой. Например, отсутствие доверия к какому-то банку ведет к его краху. То есть, нужно (опять же, на мой взгляд) говорить не об суннитах, не заслуживающих доверия, а о том, чем они живут.
Страна, живущая тем, что выкачивает из-под земли, то, что всем нужно, может не заморачиваться вопросами доверия. Все равно придут и купят. Но нефтяной век идет к концу.
И вот, Саудовская Аравия строит свою промышленность. Благодаря развитию новых для Саудитов отраслей промышленности и торговли доля нефтедобывающей промышленности в валовом внутреннем продукте составляет в данное время только 36%.
Промышленные товары Саудовской Аравии в настоящее время экспортируются в более чем 90 стран мира. Главные промышленные города: Джубайл – в Восточной провинции и Янбу – на берегу Красного моря, находятся под управлением специальной Королевской Комиссии. Другими индустриальными центрами являются Эр-Риад, Джедда, Даммам, Аль-Кассим, Аль-Ахса, и даже Мекка.
Заводы и фабрики выпускают удобрения, сталь, нефтехимические продукты, цемент, стекло и пластик. Для распространения экономического благосостояния на все районы страны планируется создание индустриальных городов в других частях Королевства. Промышленное развитие серьезно изменило облик страны, постоянно растут объемы экспорта промышленных товаров.
И вот еще. Украинское предприятие «Антонов» 16 июня подписало в «Ле Бурже-2015» соглашение об участии в проектировании и постройке авиационного завода в Саудовской Аравии. Это соглашение является пятисторонним. Партнерами по программе, кроме «Антонова», являются Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии и генподрядная строительная организация «Альтис Холдинг» (обе – Киев). Также в проекте участвуют компании Taqnia (Саудовская Аравия) и специализирующаяся в сфере производственных процессов в авиационной и аэрокосмической промышленности Broetje-Automation (Германия). Предполагается, что завод будет оснащен современным оборудованием, позволяющим воплотить новейшие авиационные технологии.
А это уже требует капиталистического образа мыслей. Не сразу, не вдруг, но куда деваться?
Продавец исключительно одного товара – углеводородов – может позволить себе иррациональное мышление. Капиталист не может. Это для него чревато банкротством.
И тут, совсем рядом, есть страна Израиль с которой можно тащить свою бензоколонку в 21 век. Признаки того, что Саудиты трендом выбрали именно этот путь, есть.
Так что, ситуацию определяют две важные тенденции: необходимость обеспечения военной безопасности и задачи перевода своей страны на капиталистические рельсы. Тут ненависть к Израилю становится слишком обременительной.
Есть возражения. Такое, к примеру: вот через 9 месяцев придет новый президент США, и ситуация возможно начнет исправляться. То есть, наступит сближение Америки с суннитами, и, соответственно, возвращение арабов к прежним отношениям с Израилем. Два патрона, вроде бы, арабам, ни к чему. Особенно в военном отношении — это создаст не только ревность, но и реальный конфликт интересов?
Возможно все так и будет, но репутационные потери происходят в момент, а восстанавливаются несравнимо долго, если вообще восстанавливаются, — вот загадочный инструмент, который создается столетиями, а утрачивается в момент.
То есть, на мой взгляд, отношения возобновятся, да они и не прекращались, а доверие не вернется, на мой взгляд, никогда.
Март 2016
Источник — Мастерская
Нет ничего легче, чем наладить нормальные отношения с Саудовской Аравией. Исходя из сложившейся ситуации — саудовцы должны признать, что Иордания является тем самым арабским государством в Палестине, созданием которого, столь озабочены Европа, США, да и сам король Иордании, не говоря уже — об огромном исламском мире.
Нет ничего легче, чем наладить нормальные отношения с Саудовской Аравией, если она объявит арабских беженцев из Израиля и беженцев — евреев из арабских стран, как уже свершившийся естественный акт по обмену населением. И как продолжение оного — переезд арабов, недовольных евреями, на свою, специально созданную родину, в Иорданию — из Израиля, Иудеи и Самарии. А в награду королю Абдулле Второму — сектор Газы с выходом в Средиземное море. Он то, церемониться с ХАМАСом не будет! И осуждать его никто не станет!
Нет ничего легче, чем наладить нормальные отношения с Саудовской Аравией, после того, когда она признает евреев неотделимой частью народа семитов, и коренными жителями Ближнего Востока, а также о нашем праве на государственность — на земле своих, а не арабских предков.
И в поддержку этого заявления, проведет курс лекций в своих СМИ о правдивой истории иудеев.
Проявив подобную, мирную инициативу, она обретет искреннего друга и союзника, а Иран хорошо подумает, прежде чем угрожать блоку арабов и евреев. Причем, для Саудовской Аравии это обойдется, без каких — либо денежных потерь, зато она получит самые современные технологии. А что для этого надо? Только проявить добрую волю и обратится лицом к истине.