– Уважаемый рав Эссас, здравствуйте!
Большое спасибо за Ваши ответы. У меня вопрос: почему Всевышний допустил Холокост своего народа? Спасибо за ответ.
Нелли, Калифорния, США
– Спасибо и Вам за позитивную оценку нашей работы.
Что же касается сути Вашего вопроса, прежде всего отмечу, что его задают очень часто. Причем, как правило, люди, которые либо вообще не изучают Тору, либо поверхностно знакомятся с ее текстами, не сопоставляя их содержание ни с еврейской историей, ни с современностью. Надеюсь, что этот ответ поможет Вам и другим посетителям сайта сделать хотя бы еще один шаг в своем духовном развитии.
В первую очередь необходимо знать, что под понятием «Холокост» подразумевают обычно страшную трагедию всего нашего народа (в отличие от трагедий отдельных людей). В Торе Всевышний дважды подробно описывает такие всенародные трагедии, которые касаются сыновей Израиля. И даже раскрывает духовные причины, способные привести к Холокосту. Если сформулировать суть этих причин одной фразой — речь идет о таком духовном уровне народа и качестве выполнения заповедей, который ниже, чем требуется в тот или иной конкретный период истории. Иначе говоря, существует некий низший предел, когда пересечение «красной черты» реально угрожает народу Израиля Холокостом.
Подчеркну, что события, которые произошли в мире 70–80 лет назад (о них, собственно, Вы и пишете), не единственный Холокост в нашей истории. Приведу примеры двух других: это то, что случилось непосредственно до и после разрушения Первого и Второго Храма. В качестве «кандидата» на Холокост в определенном смысле можно назвать и события, развернувшиеся вокруг восстания Бар-Кохбы (примерно середина второго века нашей эры).
В Торе можно найти достаточно подробное описание основных характеристик Холокоста, включая последний. Прочтите в книге «Ваикра» главу 26, а также в книге «Дварим» главу 28. Предлагаю внимательно, не спеша изучить начало каждой из отмеченных здесь глав, где достаточно ясно и недвусмысленно говорится об условиях, соблюдение которых народом Израиля может гарантировать нам благословение Небес, а значит — нормальное, благополучное существование. Далее внимательно прочтите описание того, что может быть, если условия соблюдаться не будут. В этих фрагментах многое, полагаю, покажется Вам знакомым по рассказам людей, переживших Катастрофу в годы Второй мировой войны. И с не меньшим вниманием прочтите отрывки, завершающие указанные мной главы. Из их содержания следует, что, несмотря на Катастрофу (Холокост), Всевышний нас никогда не оставит.
Из всего прочитанного будет достаточно очевидно, что нужно делать и как жить, чтобы Холокост никогда больше не повторился.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com